Привет от дяди Сэма

Привет от дяди Сэма

Твит Транспортного командования США с фото загрузки новой партии «Дротиков» для Украины — это не просто информационный повод и отчёт. Раньше, когда американцы присылали нам бронированные «Хамви» или снайперские винтовки, брифинги обычно исходили от посольства. Не было замечено, чтобы военные структуры США писали: «Мы привержены суверенитету и территориальной целостности Украины».

То есть у нас сигнал.

Сообщение, написанное спикером Вооружённых сил США по приказу вышестоящего командования. Ибо сомневаюсь, что фото поддонов с ракетами на борту — это самодеятельность офицера, отвечающего за погрузку. Что и кому хочет сказать дядя Сэм?

Ну, во-первых, это привет партнёрам в Украине. Шестерёнки крутятся, заказанные по программе Foreign Military Sale ракеты уже в стране; кроме того, есть ещё программа по линии Пентагона (Ukraine Security Assistance Initiative). Минимум 350 ракет в Украине — это, кстати, примерно сколько же средств третьего поколения, сколько танков на ходу и в строю у «республик».

А надо будет — будет ещё.

Благо на хранении только у членов НАТО в Восточной Европе и Грузии их почти 1000 штук. Перебросить их на ТВД при необходимости, а запросы союзников закрыть текущим производством и запасами армии США — не самая сложная задача.

Помимо ракет и пусковых юнитов, заказано и обучение операторов — сами американцы используют двухнедельные курсы для своих солдат. Кроме того, специально в открытый доступ утекла информация, что переданы FGM-148E «Javelin» — предпоследняя модификация. Это уже привет российским информационным операциям, ведь россияне бубнили фоном, что предыдущая партия протухшая и ПТУР старые и негодные, теперь им поводили по губам. Партия ракет шла с производства, модификация новейшая — кушайте блины с лопаты, гости дорогие. Придётся теперь рожать креатив, а не отрабатывать номер.

Свежее, чем модель Е, только F — изделия с фрагментированным корпусом. Там весь корпус превращается в осколочную рубашку, правда, молибденовый вкладыш сохраняется: можно ударить по танку, а можно и по дому, где разворачивают безоткатное орудие и расчёт тяжёлого пулемета, залепить в окно, откуда работает снайпер. В своё время в Сенате было даже расследование — почему почти 5 тысяч ракет по 78 тысяч долларов каждая выпустили по глинобитным хижинам, дувалам и арыкам.

И оказалось, что лёгкой пехоте кровь из носа нужен многоцелевой комплекс — танки после начала эры тяжёлых ПТРК в передовые линии не стремятся, а пытаются работать или с закрытых позиций, или каруселью издалека. А в Ираке с Афганистаном их и вовсе следовые количества, зато надо прибить «техничку», а позже, когда зародилось «Исламское государство» — сжечь бронемашину, начинённую тонной снарядов. Но чаще приходится подавлять пехоту — пулемётчиков, гранатометчиков и снайперов, бункеры, здания и огневые позиции. А у 40-мм гранат и бортового оружия бронемашин не всегда хватает точности на дистанции, на которой комфортно работает «Дротик». Так оно и завертелось.

В принципе, тенденция пошла ещё со времён предшественника «Дротика» — ПТРК «Дракон». По всем мануалам пехота, спешившись, должна была отстреливать прорвавшиеся БТР, БМП, утюжащие окопы, технику с минными тралами. Советскими танками должны были заниматься вертолёты, тяжёлые ТОУ противотанковой роты на «Хамви» и «М-113» и собственные танки. Когда пехота с «Драконами» пошла в дело в Ираке, естественно, они начали работать ими с километра по огневым точкам, зданиям и группам пехоты — по тому, что несло им угрозу здесь и сейчас, не дожидаясь «коробок» Саддама.

Эта же тенденция сохранилась с «Дротиками» — на YouTube сотни видео пусков по нетипичным целям, просто в оконный проём или по россыпи камней, откуда прилетает. Так появилась модель F — многоцелевая самая свежая модификация. Естественно, нам её не передали — жирно пока квартирами в Киеве стрелять по пулемётам, на то у нас есть «Корсар»; как раз сейчас, кстати, идёт контрольный отстрел осколочно-фугасных «голов» к нему.


FGM-148 E «Javelin» получил облегчённый вес комплекса по сравнению с первой итерацией, усиленную боевую часть и возможность идентифицировать цель с расстояния свыше 3 км. То есть его командно-пусковой блок (CLU) с ночным каналом по тепловизору, лазерным дальномером и 6 часами автономности на литиевой батарее сам по себе стал средством обретения пехотой преимущества на поле боя — для контроля, корректировки огня и наблюдения, без пуска ракет.

Повторюсь, сравнивать его нужно не со «Стугной», которая весит 100 кг, не с ТОУ и не с «Корнетом», что обожают делать россияне. FGM-148 E сравнивать необходимо с «Метисом», которому он, естественно, даёт пососать мороженное, по всем параметрам, кроме цены.

Главное, что мы получили — многоцелевой и многофункциональный комплекс «выстрелил и забыл». Расчёт у него — 2 человека, а если совсем припечёт, то и подносчика боеприпасов можно поставить в цепь и работать одному. Не нужна половина колхоза с вьюками, мотоциклы, квадроциклы и МТЛБ. Пока ракета летит, можно перезаряжаться, менять позицию и делать пуск по второй цели — она уже проблема тех парней, в которых она летит.

Удар осуществляется в верхнюю полусферу в самое незащищённое место — Т-72Б3 это или Т-90 М с «Реликтом», а боекомплект в башне всё равно заведётся и детонирует. Мягкий пуск и бездымный двигатель позволяет работать из зданий, из корпусов «Хамви», из узких щелей, в том числе сидя, с кинжальных дистанций, с высоток и терриконов, не демаскируя своей позиции — идеальное оружие для лёгкой пехоты, в том числе ДШВ и ССО. Ну и как-то за тысячу долларов с боевыми денежного довольствия из 300 тысяч УБД персонал Украина найдёт и вне строевых частей, особенно в кризис — 100 человек операторов и подносчиков не проблема.

И это тоже немаловажное послание. Теперь уже Кремлю. Транспортное командование США, статус члена Программы расширенных возможностей НАТО, которая ускоряет запросы по логистике и открывает возможности по обучению украинских военных в странах Альянса — достаточно простое уравнение. Собственно говоря, тысячи украинских бойцов уже прошли курсы в странах Балтии или Польши, начиная от курсов английского до снайперских и сапёрных.

Если завертится эскалация и очень захочется в Крыму водички, то таких бортов может стать больше. Сбивать их не получится — видели мы уже, как под Хишамом сбивали самолёты и вертолёты США; легче потом выпустить медальку, как русский витязь стреляет в «Апач».

На транспортных самолётах могут быть не только ПТРК, но и ПЗРК, и тяжёлое вооружение с хранения — в эту игру про «оружие из шахт» реально играть и вдвоем. Можно дойти хоть до Днепра, хоть до Говерлы, но обучение на территории членов Альянса украинских операторов пресечь у Кремля не будет возможности.

Украинские ветераны, многие из которых уже 7 лет воюют против кремлёвской агрессии и имеют некоторый опыт, будут получать средства доставки, которые можно закинуть в багажник авто, привести в действие за 30 секунд и «выстрелить и забыть». А 3-е поколение противотанковых комплексов есть у Китая, стран Балтии, Украины, скоро будет у Индии, но нет у великой и прекрасной России.

Сейчас в позиционных боях на средних дистанциях с миномётами и артиллерией «дротики» не окажут решающего влияния — для этого дела в Украине есть более 300 тяжёлых «Стугн-П» и тысячи ракет. Разматывать снабжение и спамить амбразуры хватит, ибо танки последнее время что-то не охотно катаются на передок, да и просто банально дешевле. Но если фронт сдвинется и шахтёры 3–4-го «корпусов» попробуют поиграть в охваты и прорывы, то у нас будет возможность сжечь самые новые российские танки из любого здания, щели или машины на территории размером с несколько европейских стран. Просто забросив средство доставки одному человеку за спину. И я надеюсь, что это сообщение в Кремле прочитали так же ясно и доходчиво.

Кирилл Данильченко ака Ронин