В Кабмине пора задуматься о том, сколько всего предстоит сделать в нашей стране для того, чтобы хоть как-то подтянуться к уровню западных стран. Ведь если провести анализ того, что нам требуется и того, что уже реализуется, то возникает стабильное чувство грусти. Дороги, гостиницы, пассажирский транспорт, вокзалы и общий уровень сервиса — абсолютно во всех сферах практически непаханое поле.
Первый вице-премьер-министр Степан Кубив, во время презентации законопроекта о концессиях, озвучил необходимую сумму для модернизации устаревшей инфраструктуры в Украине.
— Сегодня для ремонта дорог мы направляем чрезвычайные усилия и средства. По подсчетам экспертов, для модернизации устаревшей инфраструктуры необходимо более $35 млрд, — сказал он, — Обеспечить такой финансовый ресурс нельзя без частного капитала, и одним из механизмов развития современной инфраструктуры является государственно-частное партнерство.
По его словам, это та сумма, которая должна быть сконцентрирована и диверсифицирована между проектами, необходимыми для воплощения европейских стандартов инфраструктурного подхода. Правильные слова. А теперь давайте попробуем проанализировать необходимость, которая действительно существует, предложения, которые мы можем получить и реальность, в которой мы существуем.
Итак, нам кровь из носу надо: дороги, пассажирский транспорт, сервис в пассажирском транспорте, качественные перевозки пассажиров внутри страны, гостиницы, вокзалы, новые энергогенерирующие станции, модернизация индустриального парка… Перечислять можно не один час.
Что мы можем получить уже вчера? Китайские, да и не только, инвесторы и строительные компании буквально атакуют нашу страну с предложениями строительства дорог, вокзалов, гостиниц, вагоностроительных заводов. Корейцы предлагают разработать и внедрить единую систему сервиса для пассажиров всей страны. Израиль готов, по аналогии с Азербайджаном, построить завод по производству современного оружия и боеприпасов. Арабские шейхи хотят расширять и модернизировать наши порты. Американцы и японцы были бы очень рады взять на себя заботы по приведению в порядок энергопотребления в частности и рынка энергетики в общем. А количество международных инвесторов, которые хотят инвестировать деньги в агробизнес и животноводство, постоянно растет. И все готовы работать на собственном капитале.
И это я еще не упомянул о внутренних украинских инвесторах. По подсчетам экспертов, на сегодняшний день внутренние инвестора имеют потенциал порядка 80 миллиардов долларов. Да, понятно, что это не добрые альтруисты-волшебники, которые построят нам страну и тихо-мирно удалятся. Да, понятно, что дороги будут платными, что с вокзалов, систем оплаты и энергетических систем будут иметь свой процент те, кто все эти системы разработал и внедрил. И конечно же ясно, что всеми этими компаниями движет желание не только отбить вложенные средства, но и заработать.
Но разве это не нормально? Так это работает во всём остальном мире. Банки дают деньги под проценты, а инвестора вкладывают, чтобы получить прибыль.
Нужно ли это нашей стране? Да, безусловно нужно. Потому, что для финансового покрытия всех этих вопросов в бюджете попросту не хватит денег. Мало того, при грамотном планировании, благодаря инвестициям освободится немаленький капитал, который можно применить на социальные нужды и на решение других острых проблем.
А теперь о реальности. Как вы думаете, нужно ли чиновникам, которые распределяют бюджетные средства, чтобы в Украину приходили иностранные инвесторы? Официально они все, как один — за. Но если посмотреть на их действия, то приходит понимание, что это не так. Я уже писал о тендере на оборудование для оплаты проезда, наши журналисты писали о закупках трамваев и других интересных тендерах… Возникает ощущение, что подобные тендеры, направленные на распил и осваивание бюджетных средств «своими» фирмами, становятся приоритетными практически в любых вопросах.
Но они точно не привлекут инвесторов, которые все чаще говорят, что в Украине создаются условия для «своих» структур, а не для привлечения иностранных инвесторов в новые проекты. А «свои» тут – это не обычные граждане Украины, а те, кто контролирует бюджет и их окружение. Ведь инвестор не позволит покупать трамваи за свои средства с переплатой по 500 тысяч евро на вагоне. Он наоборот будет заинтересован выторговать минимальную цену.
А как же тогда «обогащаться» несчастному украинскому чиновнику, отсечённому от финансовых потоков и бюджетного корыта? Поэтому и задача сейчас не только принять новый закон о государственно-частном партнерство и концессии, но и отсечь решал, которые с бОльшим удовольствием будут перенаправлять бюджетные деньги себе в карман, нежели отдадут эти проекты инвесторам. А это уже задача для правоохранительных органов.