"Продолжаем развенчивать мифы системы образования" - Владимир Спиваковский

"Продолжаем развенчивать мифы системы образования" - Владимир Спиваковский

Миф 4. В школе нужна специализация! (???)

На самом деле, школе специализация противопоказана. Нет ничего более печального, чем учиться на лингвиста, а потом выяснить, что нет работы. Или учиться на математика, а потом уйти в менеджеры. Ведь математик работает с бумагой и авторучкой, а менеджер – с людьми. Это разные стили жизни.

Поэтому, не зная – кто кем и чем будет, школа должна давать несколько десятков разных навыков/умений/компетенций/знаний, чтобы потом можно было воспользоваться теми из них, которые помогают человеку устроить свою жизнь устойчиво и перспективно.

Увы, или к счастью, школьники меняют свои хотелки «кем я хочу быть?» в среднем два или три раза в год. И это нормально.

Потому что осознанный выбор профессии возникает только к 20-22 годам, когда жизнь немного «побьёт», и ценности будут разложены по полочкам.

Может так случиться, что, возможно, придётся поменять профессию, даже не один раз. И что тогда делать? Кричать «караул!»? Жаловаться на учителей и родителей? Стучать каской по асфальту, требуя зарплаты и пенсии? Но что толку?!

Лучше детям заранее честно сообщать, что людей, которые прожили в одной и той же профессии, по статистике всего 20%. А остальные 80% меняют её, и часто.

Жизнь может преподносить сюрпризы, но они не должны становиться поводом для отчаянья и беспросветности!

Поэтому логично было бы давать широкие, пусть и неглубокие поначалу, умения и навыки. Вы спросите, не значат ли неглубокие знания их низкое качество? Вовсе нет. Это, скорее, широкие знания для будущей компетентности и – в случае чего – безболезненной смены карьеры.

Никакая школа глубоких знаний дать не может в принципе. Утверждать противное – значит мифологизировать школьное образование. Даже два урока в день английского языка в специализированной лингвистической школе не приводят на выходе к свободному владению языком. Оно может прийти, кто знает, только в языковой среде.

А глубокие профессиональные знания даются уже в вузе.

Поэтому, для того чтобы в будущем ученик не испытывал лишних стрессов и при необходимости мог сам сориентироваться и перестроиться без драматических переживаний, он должен овладеть навыками пяти-десяти профилей. Какие-то из них уж точно пригодятся!

А остальные будут дополнением к основной профессии и для увлечений. Именно в этом случае кпд школы будет 60–80%, а не 20%, как сейчас.

Уж сколько сотен диссертаций написано и защищено на тему профориентации в школах! Сколько тысяч конференций и совещаний проведено! Сколько школ профориентированы!

И что толку? В результате 80% людей так и не смогли реализоваться в выбранной школой специализацией, несмотря ни на какую профориентацию.

Зачем же обрекать следующее поколение на аналогичные муки?

Поэтому ключ школьного образования - в многокомпетентности. Но не для будущей профессии, а для того, чтобы вовремя и осознанно сориентироваться - кем и чем "я хочу быть".