"Продолжаем развенчивать мифы системы образования. Миф 5" - Владимир Спиваковский

"Продолжаем развенчивать мифы системы образования. Миф 5" - Владимир Спиваковский

Сначала надо изучать трудные предметы, а потом – лёгкие. С чего бы это вдруг?

Идея поломать этот стереотип пришла мне на ум, когда я вспомнил школьную жизнь и главные учительские назидания. Сначала, твердили они, выполняйте самые сложные задания, а затем те, что полегче. Я старательно пробовал следовать их совету, и каждый раз попадал в конфуз.

Начнёшь делать сложное, усердствуешь, время бежит, заканчивать не успеваешь, а до остального руки вообще не доходят.

А, собственно, подумал я, почему именно такая последовательность? Ведь пока голова свежая, лучше делать самое лёгкое: больше успеешь, настроение повысится, мотивация возрастёт.

Так что я всегда поступал вопреки их наставлениям. Сначала выполнял лёгкие задачи и упражнения. Сделал одно – поставил галочку. Сделал второе – уже два дела готовы. Прошло полчаса, а три-четыре дела сделаны. Останется одно-два больших. Даже если я их сделаю не до конца, совесть моя больше чем наполовину чиста, не зря день прожит. Я так по жизни и продвигаюсь: сделал что-то быстро – закрыл вопрос.

Кстати, кто придумал, что расписание уроков надо составлять таким образом, чтобы в начале дня были трудные предметы (к ним относят математику, физику и т.п.), а рисование и физкультура – после обеда? Но вспомните, хотя бы свои юные годы: что делают школьники и студенты на первой паре в девять часов утра? Правильно – они спят!

Однако вместо того, чтобы ругать невыспавшихся детей, я бы их пожалел. В школах с утра ученики, если и не спят, то шалят, внимание у них рассеянное.

Преподаватели не в состоянии сконцентрировать внимание класса, из-за чего нервничают, обзывают учеников сонными тетерями, или даже выставляют за дверь, мол, идите и проснитесь! Как будто ученики назло преподавателям их специально раздражают.

На самом деле и уму, и мышлению, для того чтобы приступить к работе, нужен разгон. Ведь даже у спортсменов перед соревнованиями, предусмотрена тренировка и разминка. Зачем? Чтобы мышцы вошли в тонус, и организм подготовился к предстоящей нагрузке.

Но нет. В школе всё, как в джунглях: добежал до дверей, вскочил в класс, прыгнул за парту, вскрыл портфель, выкопал нужный учебник с тетрадкой, обнаружил дневник и уставился на доску или на учителя, лихорадочно теребя память требованием вспомнить, какой предстоит урок. А в течение дня все уроки вообще побегут вперемешку, хаотично. Потому что расписание составляется в зависимости от удобства и плановой нагрузки учителей.

Интересно, принимает ли кто-нибудь во внимание удобство детей? Или они должны реагировать, как ваньки-встаньки: вопрос-ответ, вопрос-ответ, вопрос-ответ?.. На любую тему, по любому предмету и, конечно, без промедления. Любая заминка с ответом расценивается как нетвёрдые знания.

Да, что-то тут не так. Надо чередование занятий кардинально поменять.

Владимир Спиваковский