"Продолжаем развенчивать мифы системы образования. Миф 7" - Владимир Спиваковский

"Продолжаем развенчивать мифы системы образования. Миф 7" - Владимир Спиваковский

Миф 7. Грамотность пропадает (?)

Боюсь писать об этом. Но придётся, потому что у нынешних парней и девчонок соображаловка устроена по-другому.

Цифровое поколение-7W всё меньше пишет авторучкой, постепенно переходя на клавиатуру. От этого у них в пальцах вырабатывается другая моторика, и мозг развивается чуть-чуть иначе: активнее, быстрее и глубже.

Раньше в детских садах косвенным тестом умственного развития детей служила скорость зашнуровывания ботинок. Теперь вся обувь в липучках и навыки завязывания шнурков утрачиваются.

Увы, писать с ошибками теперь не очень стыдно. Да и высокий стиль речи куда-то подевался. Впрочем, англичане тоже уже давно не говорят на языке Диккенса.

...Вот учитель литературы задаёт сочинение на дом. Все нормальные дети принесли стандартные, ожидаемые сочинения.

И только один «ненормальный» отдал вместо тетрадки флешку, искренне считая, что домашнее задание он выполнил. И даже перевыполнил, а вовсе не желая насолить учителю. Учитель поставил всем оценки, а этому раздраженно говорит: «Ты что, издеваешься? Как я проверю? У меня нет компьютера ни дома, ни в школе!».

Для всех, кто был свидетелями этой сценки, было очень странно, что ученик обиделся… вовсе не на низкую оценку.

Он вдруг сказал, что «пиша» шариковой ручкой, он не в состоянии с о ч и н я т ь!!! Образы, говорит, на горизонте не вырисовываются и не взыгрывает воображение. И добавил, что оркестр из десяти пальцев с клавиатурой даёт совсем другой текст, чем тандем «рука-авторучка».

Мы проверили: действительно, акценты внимания смещаются. Когда ученик пишет авторучкой, он заботится о том, как бы не наделать много ошибок и чтобы почерк был ровный.

А набирая текст на компьютере, который сам автоматически вместо него выбраковывает ошибки, ребёнок м ы с л и т!

То есть когда, наконец, величайшее достижение человечества освободило ребёнка от рутинной работы и, в частности, высвободился простор для полёта фантазии, и самостоятельного поиска истины, взрослые… начали негодовать, возвращая малыша назад, в непроизводительный прошлый век и к неэффективному ручному труду.

Вы спросите – почему? Я думаю, из-за страха, что не приобретутся вековые классические навыки... А вдруг они никогда не научатся писать грамотно!?.. А вдруг возникнет какой-нибудь искажённый результат!.. Ну, например, неумение быстро и грамотно писать от руки в условиях, когда компьютера рядом нет, в лесу или в горах.

На это парни и девчонки весело отвечают: «Да умеем мы писать чернилами! Что вы пристали?! Если придётся – не оплошаем!».

Так вот. Не содержание сочинения или реферата теперь в цене, а тип мышления и скорость переработки информации, чтобы ее тут же можно было использовать, выложить в сеть и убедиться, что она нашла своего читатели, а значит, алгоритм был верен.

Вот такими должны стать и экзамены на новую информационную грамотность, а не только чисто грамматическую.

Владимир Спиваковский