Большинству зрителей вряд ли известно имя этой актрисы, но фильм, в котором она исполнила главную роль, наверняка видели все. «Свадьба в Малиновке» до сих пор остается одной из самых любимых в народе советских комедий. Роль Яринки стала единственной главной киноролью в актерской биографии Валентины Лысенко (Николаенко). В 1980-х гг. она исчезла с экранов и после долгой паузы вернулась только в 2000-х. Правда, к тому моменту она успела реализоваться в другой сфере и давно не считает актерскую профессию основной.
У Валентины Лысенко в школьном возрасте было немало увлечений, и никто не мог предположить, что она когда-нибудь станет актрисой. Она занималась в музыкальной школе, выступала на школьных вечерах, но особенное удовольствие ей доставляло ходить после занятий на радиотехнический завод в Серпухове, где она родилась и выросла. Валентина даже стала токарем первого разряда и планировала и дальше работать на заводе. Помимо этого, она занималась в аэроклубе и прыгала с парашютом. Родители мечтали о том, чтобы их дочь получила «серьезную» профессию, и после окончания школы Валентина отправилась в Москву, где устроилась в суд секретарем судебного заседания, а параллельно посещала подготовительные курсы в университете, чтобы поступить на юридический.
Но тут в ее судьбу вмешался случай: кто-то из ее подруг увидел на улице объявление о наборе в опереточную студию, Валентину туда сразу же приняли, и новое увлечение так ее захватило, что ни о каком юрфаке она больше не помышляла. Ни в один из театральных вузов девушку не приняли, но она не собиралась отступать – поехала в Ленинград, и там смогла пройти по конкурсу в театральный институт. Вскоре после поступления 20-летней студентке предложили эпизодическую роль в фильме «Не забудь… станция Луговая». Конечно, она не смогла отказаться от возможности дебютировать в кино. Однако педагоги в институте категорически не одобряли участие студентов в съемках, и Валентину отчислили.
Позже актриса вспоминала: «Казалось бы – всё, конец карьере! И тут меня выбрали для «Свадьбы в Малиновке»! Буквально за три дня до начала съёмок утвердили и увезли в Украину сниматься. Это было нервное потрясение. Потому что все кругом – народные-пренародные, большие, великие артисты. А я – абсолютный ноль, ничего не понимала. Мне казалось, что я не должна там быть, что ничего не умею и только порчу кино… Я всё время плакала, говорила: «Давайте возьмём другую девочку», удивлялась, что мне за это платят деньги. Я готова была даром сниматься… Ну а потом, поняв, что надо учиться, я вернулась в Москву и поступила на второй курс в Щукинское училище».
Успех «Свадьбы в Малиновке» был просто ошеломительным: после премьеры фильма в ноябре 1967 г. за год его посмотрели больше 74 млн зрителей! В один миг дебютантка, отчисленная из театрального института, вдруг стала звездой всесоюзного масштаба. На съемках ей действительно приходилось непросто – на фоне Михаила Пуговкина, Владимира Самойлова, Зои Федоровой, Михаила Водяного сложно было не потеряться. Один из местных жителей, ставший очевидцем съемок, рассказывал: «Местное население по кустам пряталось и готово было целый день смотреть бесплатный концерт, который устраивали артисты. Их гримерка находилась в местной школе. И я как-то подсмотрел, как Яринке цепляли длинную косу к ее короткой стрижке. Ну и трусихой же она была! Помните, Яринка уезжает со своей свадьбы с паном атаманом Грицианом Таврическим на тачанке? Так это был мужчина-каскадер в платье невесты. Артистка побоялась даже вожжи взять в руки. И в речку не смогла прыгнуть с дерева. Тоже мужик в фате вместо нее прыгал».
После окончания съемок Валентина поступила в Щукинское училище, где занималась вместе с Натальей Гундаревой, Владимиром Тихоновым, Натальей Варлей и Константином Райкиным. Позже она получила еще и режиссерское образование. После окончания учебы Валентину Лысенко приняли в труппу Театра на Таганке. Однако худрук Юрий Любимов считал, что молодой актрисе следует для начала набраться театрального опыта, и не доверял ей больших ролей. Так продолжалось несколько лет, и однажды Валентина не выдержала и буквально прижала худрука к стенке: «Зачем же вы меня взяли?» В ответ он признался: «Из жадности!» После этого Лысенко ушла из театра.
В кино ее творческая судьба тоже не сложилась: время от времени ей предлагали эпизоды, но после 1988 г. актриса и вовсе пропала с экранов. Сама она объясняла свои неудачи в кино тем, что слишком много «анализировала»: «Артист – это ребёнок. Ребёнку скажешь: давай играть в войну, или в больницу, или в дочки-матери. И он играет, ему даже в голову не придёт спросить: «а зачем?» или «а как?». И у актёра природа такая же. Как только артист задумывается: а как это надо играть? – он начинает путаться. Рациональность душит эмоцию, это мешает. Поэтому из меня не получилось великой артистки. Актёрская профессия требует наива, бесшабашности, авантюрности… Мне этого недоставало».
Несколько лет Валентина Лысенко работала на «Мосфильме», где встретила свою вторую половину – актера и режиссера Георгия Николаенко. Актриса вышла за него замуж и взяла его фамилию, у супругов родилась дочь. В 1986 г. Валентина вернулась в Щукинское училище, уже в качестве преподавателя, с 2001 г. она – профессор кафедры мастерства актера ВТУ им. Б. В. Щукина.
Сегодня ее называют одним из лучших педагогов этого училища, среди ее самых известных учеников – Екатерина Гусева, Елена Захарова, Даниил Страхов, Александр Семчев. В 2000-х гг. Валентина Николаенко вернулась на экраны, сыграв в нескольких сезонах сериала «Кодекс чести».
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/040320/45679/