ПРОГРАММА ЗАЧИСТКИ СВИДЕТЕЛЕЙ

ПРОГРАММА ЗАЧИСТКИ СВИДЕТЕЛЕЙ

Очень многим, и, в частности, подавляющему большинству избирателей Зеленского кажется, что возня вокруг попыток уволить двух зампредов правления НБУ Рожкову и Сологуба – события, происходящие на другой планете. Где мы, а где правление Национального банка? А это рядом. Совсем рядом. Потому что именно от политики правления НБУ зависит покупательная способность гривны.

Грубо говоря, дорогие избиратели Зе, от этого зависит, сколько вы сможете купить на свою зарплату завтра. Столько же, сколько сегодня или, скажем, в полтора раза меньше. Результатом политики двух предыдущих команд Гонтаревой и Смолия стала стабильная гривна и устойчивая финансовая система. После обвала 2015 года международные резервы Украины выросли почти в 4 раза, превысив $20 млрд, из них чистые резервы побили результат 2014 года. Банковская система была очищена от схемных отмывочных банков, инфляция была взята под контроль. Зеленский получил в наследство сбалансированный, надежный финансовый механизм, который продолжал успешно работать даже в его каденцию.

Но в июле этого года Смолия ушли, к чему приложил руку не только Коломойский и Ермак, но и лично Зеленский. НБУ возглавил Кирилл Шевченко. Известный рынку человек, председатель Укргазбанка. Который сразу же заявил о преемственности курса, сотрудничестве с МВФ и невозможности возврата Приватбанка. Традиционная информационная прививка от креативных ребят – для Запада, в первую очередь, но и для внутреннего пользования тоже. Доллар, правда, после ухода Смолия медленно пошел вверх, а Шевченко начал зачистку команды предшественника, инициировав многоуровневые проверки. То есть, знакомая атмосфера «шантажа и травли», о которой говорил Смолий, но уже внутри Нацбанка. Большинство предпочли уволиться по собственному желанию.

По итогу остались два зампреда – Рожкова и Сологуб. Уволить их непросто, потому что они защищены контрактами и законом об НБУ. Но это по закону. А как говорит в интервью «Лиге» сама Рожкова, «что бы мы ни прописали в законе, его всегда можно будет обойти при желании. Например, завтра Совету может не понравиться цвет моего пиджака». Таким «пиджаком» стали комментарии Сологуба и Рожковой к статье Kyiv Post, и интервью Сологуба Интерфакс-Украина, опубликованные 24 сентября. Сологуб, в частности, сказал, что НБУ «вернулся в ситуацию 2015 года, когда вновь кредит доверия от МВФ нужно приобретать практически "с нуля", и запланированных двух траншей до Нового года Украина не получит. То есть, просто сказали правду.

Реакция последовала через неделю. 2 октября Совет НБУ объявил зампредам выговор и недоверие. Даже не заслушав их. Решение было поддержано Кириллом Шевченко. А член Совета НБУ Шапран отметил, что Рожковой и Сологубу крупно повезло со временем, в 90-е могли бы просто застрелить в подъезде, а сейчас просто выговор. Это тот самый Шапран, который весной призывал к дефолту, уточняя, что объявить его – это то же самое, что сходить в туалет при поносе.

Сам Совет НБУ, наблюдательный орган, как точно заметила Рожкова, сегодня является «троянским конем» внутри Нацбанка. Только стоит уточнить, что управляет конем Коломойский. Его ставленник Данилишин возглавляет Совет. А тот же Шапран – ставленник Данилишина. В Совете сильно и влияние Ермака, интересы которого представляет его однокурсник Горбаль, экс-регионал и супер-банкир, доведший "Укргабзанк" до банкротства и национализации. Логично, что именно такие люди надзирают над НБУ по президентской квоте.

Так вот, выговор и недоверие Сологубу и Рожковой были не столько как наказание за правду, сколько как повод для увольнения. На 13 октября было запланировано новое заседание Совета, на котором должен был быть поднят вопрос уже увольнения зампредов. Происходящее вызвало немедленную негативную реакцию МВФ и Запада в целом, причем посольства прямо называли фамилии Рожковой и Сологуба. Офис сдал назад, заседание совета было перенесено на 16 октября, и обсуждалось уже только увольнение одной Рожковой. Но и это заседание не состоялось «по техническим причинам», «из-за отсутствия кворума». Ясно, что на самом деле речь о давлении Запада и страхе скандала. Возможно, свою лепту в «технику» этих причин внесла информация о том, что после увольнения Рожковой креативные ребята сразу уберут из Совета НБУ людей Коломойского – Данилишина и Шапрана.

Горбаль сообщил, что заседание Совета перенесено на 27 октября, а пресс-служба НБУ заявила, что Шевченко «не делал представление Совету НБУ об увольнении своих действующих заместителей». А зачем тогда собирались? Вернее, пытались собраться дважды, и запланировали снова? Происходящее – уже хорошо знакомая по Смолию тактика мелких ударов. Два шага вперед, один назад, извинения и уверения Запада, что они не то имели в виду.

И острием этой тактики выступает не гротескный Данилишин с Шапраном, а как бы умеренный и как бы адекватный глава НБУ Шевченко. Как там у Довлатова – Сталин, конечно, тиран, но кто написал 4 млн доносов? Феномен девиантных политических режимов – не только в их лидерах, а еще в наличии менеджеров, готовых превращать безумие в форму государственного управления. Профессионально и с удовольствием. И Шевченко – оказался как раз одним из таких менеджеров.

Самое смешное, что от него не ждали так много, как он в итоге дал. По информации наших источников в Нацбанке, ему не ставились жёсткие условия. Да, его назначали в расчете на лояльность в рамках возможного, но новоназначенный глава НБУ предложил свои покровителям вместо лояльности – формат искреннего и удалого рабства. Формат, когда глава НБУ превращается в заместителя Ермака по финансам, и даже не первого, а второго, а Нацбанк становится подразделением Офиса президента. Каждый свой шаг Шевченко согласовывает с Банковой. При этом какого-либо сокрушительного компромата, позволяющего управлять банкиром, у его хозяев нет. Это личная позиция главы НБУ – быть объектом, а не субъектом. Я ваш плоть от плоти. Я слушаю каждый ваш чих и вздох, и ловлю каждый жест. Но и вы с меня не спрашивайте, потому что я – это вы.

Неплохая позиция для нанимателей, но рынок она серьезно беспокоит. Потому что Нацбанк должен быть гарантом соблюдения правил игры. Этаким английским судом финансовой системы – независимым, беспристрастным, с традициями и подчиняющимся только закону. «Независимый регулятор» - не пустые слова. Финансовый сектор – кровеносная система экономики. НБУ следит за этой системой, контролирует уровень инфляции, не допускает чрезмерных скачков курса, в интересах этой системы, а не политиков. По сути, это предохранитель от политиков. Предохранитель от дурака. И этот предохранитель должен срабатывать, когда государство начинает тратить больше чем зарабатывает, и говорить политику-популисту: то, что ты наобещал – это твои проблемы, я должен обеспечить работу системы.

Чем вызвана атака на Рожкову и Сологуба? А это просто программа устранения свидетелей будущего покращення. Которые смогут компетентно о нем рассказать изнутри. А рассказать можно будет много чего. Потому что Зеленский довел страну до такого состояния, что следующий бюджет ему придется выполнять путем печатания гривны. ОВГЗ уже не покупают спекулянты, а скупают банки. Собственно, эмиссия уже идет. НБУ выдал рефинансирования на 5 млрд грн, и тут же банки купили на аукционе ОВГЗ на 6 млрд грн. Когда подобные совпадения станут частыми и дойдут до критической точки, гривна начнет обваливаться.

Так что, дорогие избиратели президента и «Слуги народа», если вы видели отремонтированную с откатом в 40% дорогу со стендом «Инициатива президента Украины», то знайте, что это не дорогу отремонтировали – это вас ограбили. И дело тут не только в откате. А в том, что деньги взяты из ниоткуда, но отдавать придется – вам. Эмиссия – это воровство персонально у вас. Чем больше он напечатает, тем меньше вы сможете купить.

И парадокс ситуации в том, что у них даже нет какой-то централизованной стратегии грабежа и кромешного системного ада, как было у Януковича. У них нет своих клюевых, левочкиных и арбузовых. При Зеленском страна просто едет, как поезд без машиниста, где в вагонах орудуют карманники, а в вагоне-ресторане разбавляют пиво.

Система разделения властей, сдержек и противовесов, которая совсем неидеально, но все-таки работала при Порошенко – деградирует. Все смешивается в кучу каких-то темных сущностей, которая бегает на консультации к Ермаку. Совет кланов и кланчиков у костра, курултай, такая котлетная вечеринка Коломойского, только без котлет, и Коломойский не во главе стола, а дорогой гость по левую руку от президента.

И позиция, занятая Западом в нынешней ситуации – логична. Права Рожкова, они защищают не фамилии, они защищают институции. Именно поэтому они выступают против увольнения зашкваренного Сытника – боятся полного разрушения НАБУ и превращения его в еще одно ГБР. Они воспринимают Зеленского как пену, которая схлынет, как нашествие клоунов-варваров, и в качестве своей задачи видят защиту построенных при их поддержке украинских политических Пантеона, Колизея и Форума.

Страсти