В 80-х годах прошлого столетия я молодым лейтенантом служил на Курилах.
Южные острова Курильской гряды были умеренно заселены и неумеренно засраны советскими людьми - в основном, сезонными рабочими и проштрафившимися военными.
И если при японцах на Итурупе и Кунашире была мощная инфраструктура с железной дорогой, аэропортами и промышленными предприятиями (нападение на Пёрл-Харбор было осуществлено с базы в заливе Хитокаппу на острове Итуруп), то после аннексии русские превратили эти территории в забытые Богом места. Железка и аэродромы были разрушены, дороги приведены в упадок - деревянные домишки, несколько подразделений танковых башен, пара хиленьких рыбзаводов и пограничный отряд.
Служил я на довольно населённом (около 5 тыс жителей) Кунашире, но однажды меня занесло вертолётом на северный остров Симушир. Там дел было буквально на пару часов, и этот же вертолёт должен был забрать меня уже к концу дня.
Но местная погода изменчива, как настроение Арахамии - к вечеру подошёл нелётный циклон, который заставил меня проторчать на острове 4 недели. Вместо нескольких часов.
Эти 4 недели познакомили меня с начальником тамошней маленькой заставы - 35-летним майором. Личного состава там было всего 14 человек вместе с офицерами, одна захудалая РЛСка, ГАЗ-66, непролазный бамбук и... медведи. Множество медведей и тонны красной рыбы (чавыча, нерка, кета), заходившей на нерест в местные речушки. Корабль с продуктами (крупы, мороженое мясо, сушёные овощи) заглядывал на остров 2 раза в год, иногда прилетал вертолёт. Всё.
Начальнику заставы раз в год был положен отпуск, но за 6 лет он его не взял НИ РАЗУ - торчал с женой и ребёнком в этой живописной заднице. Выслуга шла год за два, и огромные по тем временам зарплаты - со всеми начислениями 890 руб в месяц. Просто у человека была заветная мечта - набрать 25 лет выслуги, скопить 100 000 рублей, комиссоваться по здоровью, построить огромный дом в Крыму, купить "Волгу" и жить на проценты со сберегательной книжки.
В 1991 году все мои курильские накопления сгорели в результате Павловской реформы: последнее, что мы успели купить - куртку жене за 4 000 рублей. Не особо горевали, были молодыми и в начале следующего года вернулись в Украину.
Но вскоре я встретил сослуживца и узнал, что тот начальник заставы с Симушира... застрелился из табельного ПМ прямо на рабочем месте. В одночасье рухнула его мечта, и он не смог этого принять.
* * *
Сейчас у нас сложные времена - оккупация, разочарования, Зеленский... Да, но зачем так рано убивать мечту?
— Не грусти, — сказала Алисa. — Рано или поздно все станет понятно, все станет на свои места и выстроится в единую красивую схему. Станет понятно, зачем все было нужно, потому что все будет правильно.
Просто это наш путь, который суждено пройти. И давайте его пройдём спокойно. А потому оптимизма всем и удачной предновогодней недели. Будем жить!