Прощаемся с ГАИ и знакомимся с новой службой: как живут патрульные по всему миру


На этой неделе украинцы в последний раз отмечали День сотрудников ГАИ — ведь совсем скоро эта структура прекратит свое существование, сообщает segodnya.ua. Первые результаты реформы правоохранительных органов, которую затеяли в МВД еще в прошлом году, украинцы смогут лицезреть уже в июне — именно тогда в столице начнет работу новая патрульная полицейская служба. В августе обновленные патрули появятся в Одессе, затем — в Днепропетровске, Харькове и Львове, а потом — по всей стране.

В МВД пояснили: новая служба будет заниматься контролем за соблюдением законности на улице. "Патрульная служба — это полиция, которую вы будете видеть, которая будет контактировать с населением", — пояснила первый заместитель министра МВД Украины Эка Згуладзе. Ездить новые полицейские будут на новых экологичных Toyota Prius: 350 таких машин нам бесплатно, в рамках договора, предоставила Япония. Известен и их "боевой раскрас": две узкие полосы желто-­синего цвета, с трезубцем на боковых дверях. Форма новых патрульных будет похожа на одежду американских коллег: штаны, рубашка темно­-синего цвета, головной убор в зависимости от сезона, а также куртка и ботинки. Стоимость такой униформы порядка $700, платить за нее будет государство. Зарплату украинским полицейским обещают вполне конкурентоспособную — 6—10 тыс. грн, чтобы они не брали взятки. "Сегодня" выяснила, чем их работа отличается от трудов западных коллег, и сколько получают полицейские за границей.

Авто. Новый "раскрас" машин для патрульной службы столицы выбирали путем голосования на Майдане.

new_image2_79

Образ. Своей униформой гаишники были недовольны.

ГРУЗИЯ: ДЖИПЫ, СТРАХОВКА И ПУТЕВКА В ЕВРОПУ

Реформированием структуры МВД в Украине вплотную занимаются специалисты из Грузии, которые в свое время успешно побороли коррупцию в своей стране и вывели ее на европейский уровень. Сейчас население Грузии очень доверяет полисменам, ведь во время реформирования в один день были уволены все инспекторы старой ГАИ (16 тыс. человек, при населении на 4,5 млн чел.), а новопришедшие начали работать по новому принципу — по закону. Наказание же за нарушение закона серьезное: за взятку недобросовестных полисменов попросту сажают в тюрьму на 5 лет.

Грузинская патрульные, которые совмещают функции дорожной полиции и обеспечивают правопорядок, моментально реагируя на обращения граждан, в основном ездят на патрульных авто марки Volkswagen (Passat). Но есть в их автопарке также легковушки Opel и джипы Toyota Land Cruiser. Все автомобили оборудованы новыми компьютерными технологиями, в том числе камерами видеонаблюдения. Потому опрашивают задержанного в определенном секторе авто, чтобы все было видно и слышно. Кстати, находятся в транспортном средстве лишь два полисмена. Но на каждой смене у них — разные партнеры, во избежание сговора. На работу в полицию в основном записываются граждане от 21—35 лет, которые потом проходят обучение в учебном заведении. К претендентам есть определенные требования: он должен иметь грузинское гражданство, знать госязык, конституцию и иметь водительские права. Зарплаты у полисменов высокие — порядка 1000 долларов (при средней зарплате в стране на уровне 500 долларов). Также у них есть множество привилегий — например, страховка для полисмена и его семьи, путевки в отпуск в европейские страны. Что касается оружия, то они используют пистолеты (Jericho-941SFL), резиновые дубинки и электрошокеры.

Победили коррупцию. Прозрачный полицейский участок в Грузии.

Грузинский полисмен. Он знает госязык и ездит на отдых в страны ЕС.

США: КОПЫ, ЛЕТАЮЩИЕ НА ВЕРТОЛЕТАХ

Много новая украинская полиция позаимствовала у полицейских из США. Недавно американские коллеги проводили инструктаж для наших будущих полисменов, проходящих обучение. Нашим правоохранителям действительно есть чему у них поучиться — ведь, например, в Нью-Йорке департамент полиции делится на 10 бюро, а те, в свою очередь, — на несколько подразделений и отделы, среди которых есть патрульные, которые даже обеспечены воздушной поддержкой — вертолетами.

Американские патрульные имеют большой авторитет среди населения. "Каждый американец знает: обратившись к любому полисмену, мгновенно получишь защиту. Жители чувствуют поддержку и доверяют им", — рассказала нам американка украинского происхождения Галина Якцив.

Полисмены во время патрулирования при себе могут иметь один из трех видов служебного оружия: SIG P226 DAO, Smith & Wesson (модель 5906) или Glock 19. Униформа у них — темно-синяя: точно такая же как будет в скором времени и у киевских патрульных. Полисмены в США имеют приличный оклад — около 65—100 тыс. долларов в год (в среднем 5—8 тыс. долларов в месяц, при средней зарплате в стране 3—5 тыс. долларов). Новичкам платят немного меньше, но они могут подзаработать за счет сверхурочных дежурств. Требования тоже строгие: кроме гражданства и должного образования, полицейский не должен иметь судимостей. В большинстве штатах есть ограничения и по возрасту: максимальный — 35 лет. Автопарк разнообразный: велосипеды, мопеды, патрульные легковые машины и внедорожники отечественного производства.

jpg_74

Украина vs Америка. Встреча для обмена опытом.

__11

Машины американских копов.

ИТАЛИЯ: ТАБУ НА ПИРСИНГ И ТАТУ

В итальянской полиции много подразделений. Горячих итальянцев контролирует даже почтовая полиция: она следит за правопорядком в интернете. Также есть железнодорожная, муниципальная, и, конечно же, дорожная — которая имеет полномочия по типу украинской ГАИ. Но разница между ними существенная, даже в транспорте. Так, дорожные полисмены в основном передвигаются на мотоциклах, хотя машины в их автопарке тоже имеются — в основном отечественной марки FIAT. А муниципальные полисмены катаются даже на лошадях.
Зарплаты у итальянских правоохранителей невысокие — около 1,2—2 тыс. евро (средняя по стране). Зато они имеют пакет льгот в сфере ЖКХ и здравоохранения. Кстати, в некоторых городах Италии для полисменов появились табу, касающихся внешнего вида: им запретили пирсинг, цепочки и тату на видных местах во время несения службы. Также была издана брошюра для полиции, где на 53 страницах описаны требования к прическе, бороде и усам. В основном итальянские копы пользуются оружием Beretta.

jpg_75

Правоохранители. Веселые итальянские полисмены.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: НЕДОПЛАТА ЗА ВЕС

В Англии представители правопорядка организованы на уровне админокругов, потому количество сотрудников и управлений формируются по-разному. Но существует понятие региональной и столичной полиции. Первая состоит из множества "управлений констеблей", которые решают разнообразные задачи на местном уровне — начиная от ведения уголовных дел до организации работы дорожной полиции. Они могут остановить авто, перекрыть дорогу и даже арестовать нарушителя. Самой большой службой является лондонская полиция: у нее множество допподразделений, в том числе дорожная и конная, которая занимается патрулированием улиц. Несколько лет назад в Британии ввели новшество: правоохранители, которые не сдали нормативы по физподготовке (взобраться на стену за отведенное время или поднять штангу), или имеющие избыточный вес, теряют 8% от зарплаты (она у них — около 2,570 фунтов, это средняя ставка по стране). Автопарк у британцев разнообразный, но в основном авто японского производства. Кстати, во время голосования за "боевой раскрас" украинской патрульной машины был представлен и английский вариант. Его поддержал глава МВД Арсен Аваков, но у киевлян "шашечный" вариант ассоциировался с такси.

Авто с "шахматкой". У киевлян ассоциируется со службой такси.

ГЕРМАНИЯ: ЗАРПЛАТА БЕЗ НАЛОГОВ

Немецкие правоохранители всегда попадают в список самых авторитетных копов Европы. Среди многих подразделений, в Германии есть и так называемая защитная полиция: ее можно назвать одним из прототипов украинской обновленной патрульной полиции. У немецких коллег основное занятие — охрана правопорядка, патрулирование улиц, прием заявлений от населения, контроль на дорогах, проведение мероприятий при авариях транспортных средств, розыск, сопровождение и наблюдение за демонстрациями.

"Полицейские в Германии — это госслужащие со специальным средним или высшим образованием. Они, как и все немецкие госслужащие, получают не зарплату, а госоклад в размере 1800—2100 евро (средняя зарплата по стране — 2500—3500 евро), который почти не облагается налогами. Но им еще полагаются дополнительные выплаты — в зависимости от звания, стажа и даже семейного положения (женатым платят больше). В отличие от обычных граждан, которые идут на пенсию в 67 лет, немецкие полисмены выходят на заслуженный отдых в 55", — рассказывает "Сегодня" житель Берлина родом из Украины Игорь Свердлов.

Многие патрульные из соседних стран наверняка позавидовали бы немецким коллегам: не каждый имеет в служебном распоряжении авто VW Passat, Opel Insignia и даже BMW 3 и Audi A6. "Машины в основном новые, не старше 5—6 лет. Полностью экипированы на все случаи жизни: их комплектуют прямо на заводах, по госзаказу", — говорит Свердлов. Что касается оружия, наиболее распространенным среди полицейских является Walther P99.

Полицейские Берлина. Авто с синей полоской и комфортное обмундирование немецкой защитной полиции.

ФРАНЦИЯ: ДЕНЕГ МАЛО, НО ДАЮТ ЖИЛЬЕ

Во Франции защищают граждан и обеспечивают правопорядок два ведомства — Национальная полиция и Жандармерия. Они находятся в подчинении у разных министерств, но имеют практически одинаковые полномочия: контроль на дорогах, патрулирование, проведение обысков по ордерам, розыскная работа. Нацполиция подчиняется МВД и выполняет свои обязанности в городах, где проживают более 16 тыс. человек, а французская жандармерия работает в небольших городах и сельской местности и подчиняется Министерству обороны Франции. Поэтому жандармерия считается военизированным органом и, кроме контроля правопорядка, выполняет обязанности по вооруженной защите нации.

Чтобы стать офицером жандармерии, нужно два года учиться в академии. А вот набор в орган Национальной полиции проходит на основе конкурсного экзамена в профшколе, в которой, после успешной сдачи экзамена нужно обучаться на протяжении шести месяцев. Правоохранителя во Франции любого ведомства можно увидеть не только за рулем полицейского авто отечественного производства марки Peugeot или Renault, но и на мотоцикле. Зарплата полицейского в среднем составляет около 1500—2400 (средняя ЗП по стране — 2500—3500 евро). Но полицейские имеют много льгот в сфере здравоохранения (страховая медицина) и ЖКХ. Также у них есть возможность получить квартиру.

jpg_76

Патруль в Париже. Скромное авто французского полицейского.

ПОЛИЦЕЙСКИМ НУЖЕН АВТОРИТЕТ

Украинцы скептически относятся к заверениям, что новые полицейские будут чисты перед законом. "После Майдана мышление людей изменилось, и, безусловно, мы стали больше доверять друг другу. Но вряд ли новые патрули сразу начнут действовать по закону. Тем более что реформы совпали с обесцениванием гривни, потому зарплата в 6 или даже 10 тыс. грн вряд ли станет весомым аргументом, чтобы отказаться от взяток", — считает киевлянин Анатолий Лукьяненко.

Психологи же уверяют: украинская полиция без коррупции вполне может существовать. "Для того чтобы новые полицейские отказались от взяточничества, нужно за это наказывать, причем жестко и показательно. Но при этом обязательно мотивировать новых патрульных работать по закону. Например, предоставлять медстраховку на всю семью, обеспечить бесплатным или льготным обучением детей в вузах, предоставлять им жилье... То есть поднять престиж этой профессии. Тогда каждый будет бояться потерять эту работу", — говорит психолог Виталий Погорницкий.