Просто побродить по зоопарку

Просто побродить по зоопарку

Орангутан Кен Аллен родился в зоопарке Сан-Диего и никогда не видел дикой природы. Он прославился на весь мир своими побегами. Еще в яслях Кен регулярно отвинчивал все гайки, до которых мог дотянуться, и вытаскивал болты. Их возвращали на место, но его это не останавливало.

В 1985 году Кен Аллен совершил первый успешный побег. Никто не понял, как он сбежал. Зоопарк нарастил стену, заровнял несколько потенциальных захватов для рук. Но через месяц Кен сбежал снова, а потом еще раз. Каждый раз зоопарк усиливал меры безопасности. Наращивали стены, выравнивали все поверхности. Обнесли вольер проволокой под напряжением. Добавили в вольер самок. Мало того, зоопарк запустил шпионов. Сотрудники одевались в гавайскую рубашку и солнечные очки и слонялись вокруг вольера, приглядывая за Кеном. Шпионов также пришлось сменять, так как смотрители предполагали (и небезосновательно), что Кен разгадывает их манёвры.

Не прошло и часа после его очередного возвращения в вольер, как Кен был замечен с небольшой монтировкой в руках. Инструмент кто-то забыл в вольере после последних модификаций. С огромным облегчением наблюдатели увидели, что Кен отбросил монтировку без малейшего интереса. Она приземлилась рядом с Вики, подружкой Кена, но что тут страшного? Всё внимание было на Кене, а он проследовал в дальний конец вольера и начал паясничать. Всего через несколько минут смотрителей привлёк странный шум. Вики, спрятавшись в темном месте, деловито расшатывала монтировкой спайку между стеклопанелями…

Привлеченный эксперт подтвердил, что орангутанги часто делают вид, что инструмент им неинтересен, а позже, например ночью, используют его для побега. Не чужда им и командная работа: есть мнение, что Кен нарочно отвлекал публику от манипуляций Вики.

Потом Кен вновь совершил попытку побега. На сей раз шпионам наконец удалось увидеть, что он делает. Забравшись по пояс в ров вокруг вольера, он руками уперся в одну стенку, ногами – в другую, и пополз наверх. Смотрители были поражены. Во-первых, орангутаны боятся воды, так что предполагалось, что в воду они не полезут ни под каким видом. Во-вторых, никто и понятия не имел, что они могут так лазать. Попытка окончилась неудачей: Кен наткнулся на проволоку под напряжением, и электрический разряд обратил его в бегство. Дирекция зоопарка была довольна собой, но было ясно, что Кен это дело так не оставит.

В 1987 году Кен сновал сбежал. В тот день проводился ремонт насоса в вольере, и Кен улучил момент, когда отключили электричество. Как он установил связь – загадка. Может, внимательно следил; может, все время проверял ток на проволоке, и ему повезло.

За свою жизнь Кен Аллен совершил десятки побегов, однако ни разу не уходил далеко и никому никогда не угрожал — он просто слонялся по зоопарку и разглядывал других животных. Кен стал настолько популярен, что обзавелся собственным фан-клубом. Люди выпускали майки с надписью «Освободите Кена Аллена».

А потом оказалось, что Кен научил других орангутанов. Самка Куманг научилась заземлять ограждение. Затем, хватаясь за фарфоровые изоляторы, подтягивалась наверх.

На сей раз дирекция зоопарка решила подойти к вопросу серьезно. Орангутанов заперли в камерах, а вольер полностью переделали. На перепланировку выделили 45 тысяч долларов. Стены стали еще выше и совершенно гладкими. Заменили двери, переделали проводку. Все это время обезьяны сидели в подвале.


В 1989 году вольер наконец был доделан. Перед выпуском орангутанов администрация предприняла еще одну предосторожность: по всему вольеру прошлись с сильным магнитом, чтобы убедиться, что обезьянам не попадёт в руки какой-нибудь инструмент. После этого прошло грандиозное открытие вольера. Посетители были в восторге, дирекция сияла от счастья. Однако у сотрудников зоопарка настроения были куда более сдержанны. «С ними никогда не знаешь наверняка. Мы сможем сказать, что добились успеха, только через год, два, три – когда пройдёт время и мы увидим, что эти ребята изучили все возможности». Через четыре года сбежал орангутан по имени Инда. Для зоопарка всё начиналось сначала.

Dmitry Chernyshev