После успехов в поддержке правительства Сирии, вмешательства в политику Украины и западные выборы, Россия, вероятно, и в новом году запустит руку в тот же мешок фокусника
В 2017 году Россия участвовала в кровопролитной войне в поддержку жестокого сирийского режима, вооружила оккупировавших восточную Украину повстанцев и продолжила пропагандистскую кампанию, нацеленную на выборы в западных демократических государствах.
Нет причин полагать, что 2018 год будет иным. Закрыв глаза на личную симпатию Трампа к Путину и его авторитарному режиму, команда национальной безопасности Трампа в декабре назвала Россию одной из главных угроз американским интересам. Но непонятно, как на самом деле конфликтующая между собой администрация президента намерена противостоять возрождающейся России.
Наступивший год может быть опасным, если Россия продолжит свои атаки на Запад и его интересы, а Америка и ее союзники попытаются дать на это согласованный ответ. «Конечным результатом всего этого будет подрыв стабильности и мира», - предупреждает вашингтонская организация под названием Atlantic Council.
Российские войска вступили в длившуюся уже четыре года гражданскую войну в конце 2015-го. Их корабли и самолеты бомбардировали борющихся с режимом боевиков. Российские спецслужбы проводили рейды против лидеров оппозиции. Москва настаивала на том, что ее цель - уничтожение Исламского государства, но под многие российские атаки попали общины и группы, активно сражающиеся с террористической группировкой.
Фактически, война Путина в Сирии согласуется с «российской поддержкой его давнего союзника и его позицией в отношении смены режима», сообщает RAND Corporation, аналитический центр со штаб-квартирой в Калифорнии. Более того, защита режима сирийского лидера Башара Асада также позволила сохранить военно-морские и воздушные базы России в Сирии и возможные варианты будущих кампаний против НАТО и Запада. «Эти базы дадут России шанс бросить вызов Соединенным Штатам и их союзникам в регионе», - поясняет RAND.
Поэтому неудивительно, что Россия объявила о планах постоянного военного присутствия в Сирии, пусть даже ИГИЛ и уходит из страны. «Российские силы в Сирии сосредоточат свои основные усилия на оказании поддержки сирийцам в восстановлении мирной жизни и соблюдении соглашений о прекращении огня», - заявил Кремль.
Но война в Сирии могла стать предвестником будущих вмешательств. Вдохновившись спасением режима Асада, Россия может напрямую встрять в другие региональные конфликты, где Москва получит стратегические базы. Стоит отметить, что в 2017 году Россия поддержала Ливийскую национальную армию, вооруженное крыло одного из нескольких соперничающих в Ливии режимов, еще одной стране, граничащей со Средиземноморьем.
Хотя Россия приняла участие в сирийской войне с целью удержания у власти существующего правительства, в 2014 году она вторглась на Украину в попытке дестабилизировать правительство, постепенно становящееся прозападным. Взяв на вооружение стратегию, по которой Москва действовала в Грузии в 2008 году, вторгнувшиеся российские войска быстро захватили имеющий стратегическое значение Крымский полуостров Украины, прежде чем взять на себя менее явную роль – обеспечение и поддержку пророссийских сепаратистов на востоке Донбасса.
Этот конфликт затянулся до 2017 года, несмотря на официальное прекращение огня в 2015 году. В декабре администрация Трампа, к удивлению многих, заявила, что позволит американским фирмам продавать Украине некоторые виды оружия – при Обаме в страну, где велись боевые действия, отправляли лишь гуманитарную помощь.
Россия осудила решение администрации Трампа, заявив, что оно может привести к эскалации конфликта. «Американцы, по сути, прямо подталкивают украинские войска к войне», - заявил российский депутат Франц Клинцевич, забыв, видимо, что Москва на протяжении многих лет сознательно накаляла обстановку, дабы истощить своего ослабевшего соседа и закрепить свою власть на спорной территории.
Три года войны – вполне достаточно, считает один влиятельный американский аналитик. «Есть один способ, как, не ставя под угрозу наши ценности и не жертвуя интересами союзников и друзей, мы поможем снизить риск войны между НАТО и Россией», - пишет Майкл О'Ханлон из Института Брукингса в Вашингтоне, округ Колумбия.
«Необходимо начать с признания того, что расширение НАТО, при всех его прошлых достижениях, зашло достаточно далеко, - заявил О'Хэнлон. - Если Путин будет действовать по плану, мы должны поспособствовать созданию новых мер по обеспечению безопасности Восточной Европы, которая явно исключала бы вступление таких стран, как Украина и Грузия, в альянс из 29 стран».
Предложение О'Хэнлона, получи оно широкое признание, по существу, вознаградит Россию за вторжение на территорию соседа. И это может подтолкнуть Москву с новой силой налечь на свою наиболее эффективную на сегодняшний день стратегию – распространение липовых новостей с целью подрыва демократических выборов в западных странах без необходимости отправлять туда танки или спецназ.
Помимо прочего, Москва вмешалась в референдум Великобритании по вопросу о Брексите и в президентские выборы в США в 2016 году, а также в выборы президента во Франции в 2017 году. Французские выборы прошли не так, как хотела Россия – зато британцы и американцы и голосовали по кремлевскому плану.
«Вмешательство России в президентские выборы в США в 2016 году дало Западу понять: демократические общества глубоко уязвимы перед иностранным влиянием», - пишет Алина Полякова из Atlantic Council. Но нельзя гарантировать, что правительство США сделает все, чтобы смягчить эту уязвимость.
С началом праймериз у законодателей уже не будет возможности защитить избирательную систему. «Осталось не так много времени», - признал глава разведывательной службы Сената Ричард Берр, республиканец из Северной Каролины.
Стратегически говоря, 2017 год для России выдался успешным: ей удалось повлиять на выборы, навредить врагам, поддержать дружественные режимы и получить доступ к важным базам. Москва почти наверняка продолжит эту стратегию в 2018 году. Вопрос в том, что будут делать потенциальные жертвы Кремля.