Аллергия, согласно научным исследованиям — психосоматическое заболевание. И это не всегда просто неприятные высыпания на коже. Бывает, что аллергия выражается в отеках лица и тела. Как правило, отекают нос, рот и глаза. Неужели причина такой реакции это внутренние глубокие переживания человека? Так и есть.
Считается, что аллергия это очень сильный, и порой, неадекватный ответ организма на соприкосновение с каким-то веществом. Только дело здесь не только в самом веществе. Организм запускает аллергию после пережитой человеком драматической неразрешимой ситуации. Это может быть потеря чего-то важного, либо сильнейшее отторжение чего-либо, В этот нелегкий момент и может произойти подмена. Организм может перепутать некий объект с тем, что человек действительно отторгает. Потом он будет ассоциировать аллерген с душевными страданиями человека и отторгать его вместо самих эмоций. Причем аллергеном может оказаться абсолютно безвредное, для всех остальных, вещество. Его «вина» лишь в том, что оно оказалось частью окружающего мира в момент, когда индивид испытал негативные эмоции. Либо аллерген сам по себе ассоциируется у человека с причиной его страданий. Настоящий же предмет переживаний вытесняется сознанием.
Еще один важный момент. Практика подтверждает, что аллергия человека может быть связана с переживаниями его родителей. Естественно, мать не желает, чтобы ее ребенок страдал и болел. Но дети очень восприимчивы к психологическому состоянию родителей, в частности матери. Ее психологический конфликт становятся частью внутреннего мира ребенка. И позже, эта программа может проявиться уже на биологическом уровне. Таким образом, даже спустя много лет, мозг может напомнить человеку о переживаниях своей матери. При этом, порой, достаточно любого контакта с объектом, который у матери ассоциировался с этими переживаниями.
Традиционная медицина хорошо справляется с задачами в сфере лечения аллергии. Однако, часто, это только снятие симптома и поддержание комфортной жизни с помощью медикаментов. Чтобы полностью справиться с аллергией, необходима работа с психикой, эмоциональными состояниями. Чтобы увидеть связь между телом и психикой, нужны знания о биологии, различные методы работы с эмоциями, ощущениями, чувствами, мыслями людей. Например, эмоционально-образная терапия помогает увидеть взаимосвязь образов и эмоционального состояния человека, которое и запускает аллергические реакции в теле. По тому, как меняются образы можно судить об изменениях эмоционального состояния, найти эмоциональные причины появления симптомов, увидеть пути решения проблемы. И тут многое зависит от самого человека. Аллергия пройдет, как только внутренний конфликт, запускающий симптом, будет исчерпан. Рассмотрим несколько случаев из практики лечения аллергии, чтобы лучше понять, как это работает.
1. Светлана, сорок пять лет. Аллергический конъюнктивит.
Аллергия беспокоила женщину уже в течение семи лет, повторялась каждую весну. Изучение ее образа аллергии (в данном случае — красные точки) показало эмоциональную причину болезни: агрессия, раздражение, неприятия мужчин. Эти эмоции, как программу, она унаследовала от матери. Последние отношения Светланы оставили у нее ощущение сожаления, отвращения, грязи и чувства, будто ее использовали. Обида и злость на мужчин трансформировалась в аутоагрессию и гнев на себя саму. Гнев на себя был вызван тем, что «не видела сразу в кого влюбляется». И тот роман, оставивший у нее крайне негативное ощущение, был весной-отсюда связь с временем года.
Снять проблему удалось, проработав два внутренних конфликта. Первый, запрограммированный, решался путем работы с родительской семьей. Второй-тот, который запускал сам аллергический симптом, находился в сфере отношений с противоположным полом.
При решении первого конфликта Светлана, через образы, возвращала в родительскую семью матери программу - «мужчина не сделает счастливой». Она возвратила тот вред, который перенесла из-за материнской программы. Также, Светлана возвратила матери образ «каким должен быть мужчина», чтобы успокоить и удовлетворить мать. При работе со своими личными отношениям, Светлана отпустила образы своих обид, раздражения и злости на мужчин. И через образы она вернула себе свои эмоциональные вложения в мужчин, собственные ожидания от них. Работая в этих двух направлениях (с родительской семьей и личными отношениями), удалось решить задачу. Светлана, наконец, примирилась со своим внутренним миром. Она смогла сказать внутренней части себя, которая инициировала симптомы, что больше не будет портить ее чужим негативом. Сказала себе, что позволяет себе быть собой и ощущать собственные чувства.
По сути, ее аллергия была попыткой избежать страданий матери по поводу мужчин, каких-то их качеств. И еще эта ситуация дополнялась ее собственным подавленным гневом в отношении мужского пола. А весеннее цветение здесь было тем, с чем мозг путал настоящую причину переживаний. Спустя неделю после проведенной терапии, Светлана сообщила, что аллергия перестала ее беспокоить. И на сегодняшний момент этот эффект неизменен.
«Нелюбовь мамы к папе» можно увидеть во многих случаях аллергии на орехи. Орехи, это символ, ассоциация с мужским началом. В семьях, где может появиться такая аллергия, отца не уважают, либо он делает мать несчастной своей грубостью, равнодушием, холодностью и так далее.
В этом случае, аллергия у ребенка, это избегание страданий матери из-за поступков отца. Это выражается, как злость на отцовские качества в себе и их отторжение. Разрешение конфликта происходит путем принятия отцовских черт в себе. Также, необходимо возвратить матери ее страхи за саму себя и дать сил, чтобы позаботиться о самой себе.
2. Миша. Шесть лет. Аллергия на цветы.
Миша страдал аллергией на весеннее цветение. Она началась внезапно, об этом рассказала его мама.
Работа с эмоциями и образами помогла выяснить, что аллергия у ребенка-это биологическое проявление тревоги и переживаний из-за потерь, которые перенесла его мать. Оказалось, что еще будучи подростком, женщина потеряла своего отца. В силу своего юного возраста, она не справилась с сильными переживаниями. Она не смогла выразить боль потери и психика девочки вытеснила ее в бессознательное. А позже, непрожитая боль потери была перенесена на сына.
Во взрослой жизни женщины тоже было не все гладко. Тревога усугублялась тем, что, будучи беременной Мишей, женщина постоянно переживала из-за ухода мужа к другой женщине. Переживала она и после рождения мальчика. Иначе говоря, материнская тревога и страх за безопасность ребенка были той атмосферой, тем фоном, в котором рос Миша.
В возрасте пяти лет у мальчика появилась аллергия, отек лица. Это произошло весной. Во время работы с мальчиком стало понятно: ребенок устал от опасений матери и хочет ее успокоить, помочь ей. С отцом ребенок чувствовал себя спокойнее. Однако, все равно, хотел быть больше рядом с мамой. А рядом с ней он копировал ее тревожное состояние. Позже, стало ясно-почему.
Эмоционально-образная терапия помогла увидеть, что сын заменил матери умершего отца. Это демонстрировали его образы. В частности, образ аллергии мальчика - «призрак», который «был в ином мире, но также находился рядом». К тому же, мальчик испытывал страх смерти и проявлял к матери именно отеческую заботу. Он жалел маму, гладил по голове, пытаясь успокаивать. То есть, Миша вел себя не как ребенок и даже не как муж.
Еще один важный момент. Похороны отца, Мишиной мамы, происходили в весеннее время, когда все цветет. И даже говоря об этом времени, женщина чувствовала тревогу и боль потери. То есть, боль от потери, желание избежать потери в ее мозге заместилась на отторжение весеннего времени года. Свою тревогу и болезненное отношение к весне она передала сыну. По сути, она сама имела аллергию на утрату. Ребенок переживал ее за мать, как страх весеннего цветения, во время которого мама перенесла потерю. А образ аллергии, исходя из анализа, принадлежал матери. Мальчик воспринял ее внутренний конфликт, находясь еще у мамы в животе.
Решение проблемы было таким.
1.Мать забрала себе обратно обязательства прожить и отпустить горький опыт потери. А также вновь радоваться весне.
2. Через образы мама навела иерархический порядок в своей семье. Она отделила образ отца от Миши. Она объяснила сыну, что уже взрослая и сможет сама себе помочь. Миша не должен решать ее проблемы. Также, сказала Мише, что он ее сын, он может заниматься своими делами и быть в порядке.
3. Мама передала сыну знание о том, что весна и цветы совершенно безвредны. Они созданы для красоты и делают счастливыми. Она разрешает радоваться весне.
Работа с этой семьей еще в процессе, однако, у Миши уже есть улучшения по здоровью и самочувствию.
3. Антон, тринадцать лет. Аллергический конъюнктивит. Аллергия на кошек.
Мама привела на прием Антона, страдающего аллергией на кошек. Разбор семейной ситуации выявил сложный внутренний конфликт. Он начался, когда мама была беременна Антоном. В это время женщина узнала о болезни своего отца. В ее глазах он был слаб, так как пил, несмотря на запрет врачей и свою болезнь. Ее муж тоже вызывал у нее раздражение из-за похожих слабостей. Она не принимала этого качества, хотела видеть только сильных мужчин.
Но вернемся к мальчику. У него была и своя грустная история. Однажды, он принес маленького котенка в дом и хотел его оставить. А родители, хоть и мягко, но настойчиво, сказали, что « он еще маленький, слабенький, не справится с ответственностью и в итоге она ляжет на них». Котенка пришлось отнести обратно на улицу. Мальчик был домашним, привязанным к родителям, поэтому такое их отношение было болезненным для него. С тех пор и началась аллергия. Организм Антона стал отвергать котов, как объект, с которым связаны опасения родителей «ты слабый, мы тебе не доверяем». К тому же, врачи «велели» Антону бояться котов.
Через несколько лет симптомы аллергии прекратились, и родители всё-таки решили купить мальчику кота. Он обрадовался, но, через некоторое время, аллергия появилась вновь.
Проблема требовала решения. В ходе работы стало понятно, что причиной реакций у сына, было мамино неприятие мужской слабости, ненадежности. Нежелание контактировать с трудностями сына и других мужчин. Мозг мальчика спутал мамину «аллергию на слабости» с непринятием, мамой, его самого. Вот в нем и выросло раздражение, которое и активировало аллергию. Злость на непринимающую мать и, вместе с тем, на самого себя.
Антон, подсознательно, желал матери спокойствия, но, также, гневался на нее, вытесняя раздражение внутрь себя. Кошки стали ассоциироваться у него с собственной слабостью. Но, по факту, его организм боялся контактировать не с котами, а с маминым отвращением к беспомощности.
Решение нашлось, работа была проведена и положительные результаты были достигнуты:
1 Мальчик позволил маме самой справляться с ее страхами, тревогами и другими негативными ощущениями. Он перестал нести ответственность за ее чувства
2. Он осознал свое раздражение и дал ему выразиться
3. Антон принял ту часть себя, которая может быть слабой и бессильной, может не справиться с чем-то
4.Осознал, что кошки не опасны
Есть много разных терапевтических техник. Если, например, мать сама осознает свое влияние на ребенка, то она просто может сказать малышу: «Я смогу справиться сама. Я просто тебя буду любить». Если ребенок уже взрослый, он может самостоятельно поработать с проблемой. Ему будет достаточно обратиться к образу мамы и сказать ей: «Я позволяю тебе самой разобраться со своими негативными чувствами, такие есть у всех. В твоих силах исцелить эту боль и отпустить ее. Со мной все хорошо. Кошки безвредны». Естественно дело не в самих словах, а в эмоциях, которые эти слова запускают. Слова только приводят к нужному состоянию.
Действенная техника эмоционально-образной терапии - «возвращение вреда». Можно найти в своем теле образ нанесенного вреда. И вернуть весь ущерб тому, кто его причинил словами или делами. Техника актуальна и при работе с аллергией. Ребенок может вернуть матери ее негативные чувства, раздражение, отторжение или возвратить ей ее внутреннего ребенка. Если с аллергией ребенка работает мать, то она забирает себе весь вред, переданный ребенку ранее. А затем, сама же, разбирает собственные подавленные эмоции, неясные ситуации, раздражение, которые и породили аллергию.
По словам мамы Антона, симптомы отсутствуют уже несколько недель.
4. Андрей, сорок лет. Аллергический ринит, возникающий весной из-за цветения.
Выражалась аллергия в отечности лица, заложенности носа и покраснении глаз. Подобные реакции преследовали Андрея с раннего детства. В данном случае, диагностика образа аллергии (у Андрея это разноцветный мяч) дала понять, что присутствует раздражение на отношения. Эта раздражительность перешла к Андрею от матери. Всю беременность она была недовольна отцом Андрея и выясняла с ним отношения. То есть, еще до рождения в нем сформировалась определенная программа. Мальчику было около года, его родители развелись. Развод происходил весной. Это объясняет сезонность аллергии, которая появилась у Андрея двумя годами позже. Иначе говоря, той весной мама мальчика испытывала сильнейшие переживания, которые остро ощущал ее сын. Андрей вспомнил, что все время, будучи маленьким, старался не волновать маму. Он не напоминал об отце, хотя и любил его. Но у нее, и без того, часто было плохое настроение и недовольство. Даже когда прошло много времени, мать продолжала злиться и негативно относиться к своему бывшему мужу. Очевидно, что у женщины была «аллергия» на расставание, на его поведение и еще какие-то качества.
В данном случае, мозг Андрея решил, что весна, с ее цветами, это и есть «враг». Однако на самом деле, его организм отторгал не весну. Он отторгал переживания матери из-за развода и мужских недостатков, которые ее раздражали. В нем самом появилось раздражение на боль матери, на отца. Все это позже переросло в раздражение на самого себя.
Основное, что необходимо сделать, при таких внутренних конфликтах, это отсоединить себя от страданий родителей и выразить подавленный гнев. И в данном случае, этого было достаточно. Аллергия отступила.
5. Сергей, тридцать лет. Сезонная аллергия на цветущие в августе, растения
Сергей хотел узнать, как вылечиться от сезонной аллергии. Рассказывая о себе, он вспомнил, что как раз перед появлением аллергии, испытал стресс, связанный с расставанием. Когда ему было десять лет, родители забрали у него кошку и отдали родственникам. Там кошек не любили. Дело было в том, что мама его тогда была беременна вторым ребенком. А кошку отдали, чтобы предотвратить аллергии у новорождённого. После этого, Сергей каждый день начал бегать к родне, чтобы навещать кошку. Он ее очень любил. И вот, как-то раз, он пришел, а ему сказали, что кошка сбежала. Сергей начал поиски любимицы, он не мог смириться с ее потерей. Его мучила тоска, безысходность и полное непонимание: как такое могло произойти? Он искал кошку всюду, но так и не нашел. Через три года родители сказали, что отдали питомицу, потому, что у Сергея была аллергия на нее. Вот только он точно помнил, что в десять лет аллергии у него не было.
Аллергия появилась в тринадцать лет. И вот уже десять лет Сергей переживал ее раз в год в конце лета. Врачи сказали, что это реакция на амброзию, цветущую в августе. Однако никто не смог точно определить, причину аллергии.
Как обычно бывает, программа, запускающая аллергию, у ребенка появляется еще до стрессового события. Это непринятие папы мамой, разлука родителей или просто плохие отношения. В ходе работы начала просматриваться более ранняя история. Родители развелись, когда ему было около семи лет. Мама терпеть не могла отца, не могла выносить даже разговоры о нем. И мальчик не говорил об отце с матерью. Мать, в то время, была против того, чтобы Сергей видел отца. Она считала, что тот плохо влияет на сына. Однако после рождения второго ребенка она перестала злиться и начала налаживать контакт с бывшим мужем. Именно в этот момент и появились симптомы аллергии, когда мама стала снова общаться с отцом.
Еще одно событие добавило стресс в жизнь Сергея. Его, еще школьника, пригласили играть в профессиональной футбольной команде, но мама ему это запретила. Сказала, что учеба важнее. Он расстался с мечтой о футболе, в тот момент. Иначе говоря, он вновь пережил момент расставания (как при расставании с отцом) и это тоже повлияло на появление аллергии.
Общая картина всех событий показывает, что Сергей пережил болезненный опыт расставания с тем, что было для него очень ценным:
В семь лет мама практически прогоняет отца, которого мальчик любит, и запрещает с ним общаться. Что может испытывать ребенок? Гнев, ярость. Однако их проявлять нельзя, так как маму надо жалеть. И ребенок подавляет гнев. Все происходящее говорит о том, что он, Сергей, не важен.
В десять лет у него забирают любимую кошку, не спросив. Конечно, ребенку объяснили почему, но эти слова сказали ему, что есть что-то более ценное, чем он сам. Что он может испытывать при этом? Гнев.
В тринадцать лет мама налаживает отношения с отцом. Однако право видеться с ним мама ему так и не вернула. Поэтому, он остался со старой установкой «забудь о себе, думай больше о маме». И снова гнев, который мальчик проглатывает.
В это же время у Сергея забирают его мечту о карьере футболиста. И снова он думает не о себе, а соглашается с матерью. Он давит в себе гнев, жертвуя своими ценностями.
И все эти события происходили в летнее время. Отсюда и аллергическая реакция именно в летнее время
Сергей не проходил терапию. Но он получил рекомендации для самостоятельной работы с симптомами. Что же можно предпринять для победы над аллергией в этом и похожих случаях? Прежде всего, человек должен осознать, что имеет право выражать злость. Он должен выйти из состояния бессильного гнева. Тогда высвободится энергия гнева, которую можно будет пустить не на разрушение, а на достижение важных целей.
Главное, необходимо понять, что мы можем, имеем право гневаться даже на тех, кого любим и ценим. Из-за этого мы не будем любить их меньше. Гнев это не плохо, как думают многие. Ведь гнев это только энергия, которая высвобождается для удовлетворения потребностей. И только от человека зависит, на что он ее затратит, на разрушение или на созидание. Однако,для начала, необходимо принять эту силу. Надо объяснить своему внутреннему миру образами и ощущениями, что эта энергия, гнев, имеет право быть. Например, разрешая себе злиться на мать, ребенок выражает то, что он любит и ценит ее, а не жалеет. К тому же, это позволит с уважением отнестись к своим ценностям, потребностям и реализовать желания.
Следующий важный пункт. Надо, в своем внутреннем мире, взять под опеку себя-ребенка, потребности которого часто игнорировали. Надо сказать ему «Малыш, я возьму тебя с собой в то место, где никто больше не будет игнорировать то, в чем ты нуждаешься. Я уже из тебя вырос и теперь буду заботиться о твоих потребностях. Я тебя всегда услышу и поддержу, ведь ты самое важное, что у меня есть. Я тебя люблю»
Потом, можно сказать спасибо родителям, за то, что они повстречались и подарили жизнь своему ребенку. И позволить малышу любить и уважать каждого из родителей одинаково. Дать ему право быть самим собой, ощущать и ценить свои потребности. Разрешить ему выражать себя.
Еще один случай из практики.
6. Дмитрий, тридцать три года. Отечный, аллергический ринит. Аллергия на пылевого клеща
Дмитрий страдал аллергией с самого детства. Сколько он себя помнил, у него всегда был заложен нос.
Разбор причин аллергии (образ аллергии — майский жук, беспечный, непоседливый, радующийся жизни) выявил, что эмоциональная первопричина симптомов-это злость и раздражение на часть себя. На ту часть, которая веселится, радуется жизни и, тем самым, беспокоит окружающих(в частности родителей). Раздражение это отражение того негативного отношения, которое Дмитрий ощущал в детстве от отца. Отец, каким-то образом, показывал свое неуважение к той части своего сына, которая «путалась под ногами» и не желал с ней контактировать. Это отношение стало частью внутреннего мира ребенка. Иначе говоря, сам ребенок стал отторгать эту свою часть. Из-за этого возникло раздражение. Где-то в это же время, мозг Дмитрия перепутал аллергены и начал отторгать пыль, пылевых клещей вместо настоящей причины раздражения. Скорее всего, пыль и грязь были тем фоном, которые, в детстве Дмитрия, сопровождали эту ситуацию с подменой источника проблемы.
Порой, и сам аллерген дает подсказки. В данной ситуации пылевой клещ — это кровососущее насекомое. Одна из гипотез говорит о том, что имело место отторжение, непринятие той части психики, которая была связана с оральной стадией развития ребенка.
Как и в ранее перечисленных случаях, здесь помогла работа с внутренним ребенком. Решением проблемы,для Дмитрия, стало разрешение на проявления гнева, на выражение своих чувства. А также он принял свою часть, которая раздражала родителя. Дмитрий, представляя образ того отвергнутого ребенка внутри себя, сказал, что «забирает его под свою защиту, будет заботиться о нем. Он любит и ценит его и разрешает ему быть собой, быть любопытным, мешать, привлекать к себе внимание, говорить, чувствовать, выражать свои желания и жить в свое удовольствие. А взрослые проблемы он решит сам».
Далее, Дмитрий представил пылевого клеща и тоже разрешил ему жить, как тому хочется, реализовать свои потребности, быть тем, кем он создан. Сказал, что он, клещ, безвреден и просто делает свое дело, занимает свое место в мире.
Все перечисленные действия оказались очень эффективны. Уже через две недели после сеанса терапии, Дмитрий сообщил, что симптомы почти пропали и теперь все хорошо. Он назначил еще одну встречу, чтобы закрепить результат.
Случаи кажутся, на первый взгляд, разными. Но, по сути, проблема одна. Мозг путает какое-то вещество с реальным, отторгаемым, предметом или человеком. И чтобы ушла аллергия, важно отыскать этот предмет.
Многие, если не все, заболевания это отголосок внутренних конфликтов. Аллергию называют еще конфликтом расставания. А аллерген, на который, обычно, возлагают вину за биологические проявления аллергии, это замена. Это только часть обстановки, в которой это расставание вызвало у человека страдания. Ведь все, что окружает отторгаемый предмет, тоже становится объектом отторжения. Либо аллерген, каким-то образом, ассоциируется с объектом, который отторгается, с которым расстаются. Но главное, это именно факт расставания. В перечисленных случаях это расставание с мужчиной, с мужем отцом, с мечтой, с питомцем. Все это вызывает гнев, который не выражается наружу, а перенаправляется внутрь себя.
Вот, часто встречающийся, механизм развития аллергии. И, как правило, вся история начинается с родителя, с его конфликта, с его боли, связанной с расставанием, в той или иной форме. Аллергия, по сути, это нежелание соприкасаться с возможностью расставания. Родитель транслирует на ребенка свой конфликт, а ребенок его воспринимает. Потом уже это отторжение поселяется в психике и теле ребенка. Он доверяет родителю, но, внутренне, мирится, с навязанным ему конфликтом, не хочет. В нем растет раздражение, свое или заимствованное от родителя. В большинстве случаев, ребенок имеет внутренний запрет. И выразить свой гнев вовне, на объект раздражения (на мать, например) он не может. Он подавляет все это в себе. Мозгу же ребенка нужна причина раздражения и он находит ее во внешнем мире (например, кот). Так, настоящая причина гнева, раздражения, заменяется аллергеном.
К примеру, непринятие матерью чего-либо (отца ребенка, его слабости, расставания с ним) ребенок берет на себя и считает уже своей проблемой: «этого надо избегать»(в частности, затем, чтобы мама была спокойна).Но, тем не менее, в ребенке, все равно,появляется гнев: «это же мама решила с кем-то расставаться, это она решила не любить чьи-то слабости, это не мое решение. Почему я должен расставаться с близкими людьми, расставаться с частью себя, которая может быть бессильной, слабой?». Но у ребенка нет выхода, он соглашается с ситуацией: «это же мама и я должен выполнять то, что она хочет». Гнев вытесняется. И после этого, уже тело, мозг принимает решение: «надо найти причину, аллерген и раздражаться на него».
При работе с аллергией, важно признать свою злость, подавленный гнев, раздражение даже на близкого и любимого человека. Нужно признать за собой право выражать свои чувства. Также важно принять свою отвергнутую детскую часть личности. Эти действия могут помочь при аллергии, аутоагрессии. После избавления от внутреннего конфликта, как правило, симптомы уходят, но иногда, в какой-то момент, могут возникнуть вновь. Так действует память тела, ему нужно время, чтобы «забыть» конфликт. Тут важно не поддерживать реакцию отторжением, не реагировать эмоционально, не переживать уже по поводу самого симптома. Можно поговорить с телом, сказать «Ты реагируешь по привычке, это процесс восстановление, память тела, все пройдет, теперь все хорошо». Ребенка тоже можно успокоить, сказать, что все в порядке. Конечно, не сами слова важны, а какие ощущение в теле возникают. Говоря определенные слова себе, мы сообщаем телу новое состояние (в частности состояние покоя).
Если аллергия беспокоит и есть желание от нее избавиться, то надо действовать. Выход всегда есть. Будь то самостоятельная работа с внутренними конфликтами или обращение к специалисту. Конечно, работа с профессионалом сильно ускоряет процесс. Однако и терапия может оказаться бессильной, если человек чувствует свою беспомощность перед симптомом. Это может быть связано с особенностями характера, из-за которых индивиду трудно влиять на себя. Человек не чувствует себя хозяином своей жизни и ждет спасения извне.
Есть случаи, когда даже длительная работа с симптомами не помогала, потому, что человек не чувствовал в себе сил что-то изменить. Тут нужно работать, в первую очередь, со своим состоянием. Это тоже можно делать самостоятельно или с помощью психотерапевта. Все возможно. Важно укреплять свое эмоциональное состояние, уверенность, что можешь себе помочь, повлиять на свою жизнь. Ведь внутренние конфликты, вызывающие аллергию, сами не уходят. И терапевт бессилен, если больной не хочет себе помогать. Человек, желающий справиться с проблемой, обязательно это сделает, если возьмет свою жизнь в свои руки. Будет готов действовать. Тогда терапевтические методы сделают свое дело, и аллергия уйдет навсегда.