ПТЕНЦЫ ПОРТНОВА СТАНУТ ОРЛАМИ ЗЕЛЕНСКОГО

ПТЕНЦЫ ПОРТНОВА СТАНУТ ОРЛАМИ ЗЕЛЕНСКОГО

Вчера произошли два интересных события. В Мариинском парке в присутствии Зеленского принесли присягу более 200 судей, назначенных им с июня по июль 2020 года. В это же время Михаил Николозович Саа… ах, какой реформатор, наконец, разразился концепцией своей судебной реформы. При этом реформа Саакашвили и реформа Зеленского, которая в виде законопроекта №3711 находится на рассмотрении в Раде, друг друга, как бы это мягче сказать, исключают.

То есть, и президент, и Михо сходятся в оценке исходной ситуации: судебная власть в Украине хромает на обе ноги, прикуривает от самых разных «тем» и сплевывает под нос обществу. Но выход из этого тупика стороны видят по-разному: у Зеленского хотят, чтобы судьи хромали и сплевывали не хаотично, а только по команде из Офиса. А Саакашвили предлагает судебной системе для преодоления хромоты пойти на руках – тогда и хромать, и плевать будет труднее.

Исторически так сложилось, что слово «реформа» каждая украинская власть трактовала как механизм, позволяющий что-то легально взять под контроль. В том числе – судебную вертикаль. В 2010 Янукович начал именно с судебной реформы. Для чего назначил руководителем главного управления по вопросам судебной реформы и судопроизводства своей администрации Портнова, который успешно перепрошил для завгара и суды, и Конституцию. В свою очередь, безотказно работающую вертикаль в хозяйственных судах Януковичу настроили его донецкие друзья – легендарный дуэт Татьков и Емельянов.

У Зеленского сегодня есть все основания позвонить бате и сказать, что он старается. Вместо двух «незаконно» назначенных Порошенко членов Высшего совета юстиции Зеленский завел в ВСП дочку заместителя Пшонки Оксану Блаживскую и Татьяну Разваляеву – судью, которая в 2011 году признала законными «Харьковские соглашения» Януковича и Путина, продлившие срок пребывания Черноморского флота РФ в Крыму до 2042 года. В принципе уже только два этих назначения исчерпывающе описывали понимание президентом правосудия. А именно свидетельствовали о том, что никакую независимую судебную власть Зеленский не просто не может создавать, а не хочет. А хочет «понятных», как говорил Коломойский, судей старой закалки, зашкваренных, управляемых и готовых быть верными псами на поводке.

Ситуация с ОАСК – еще одно тому подтверждение. Охота на Вовка с загонщиками из НАБУ, похоже, преследует одну цель – приручение строптивого хищника и его щенков из ОАСК накануне местных выборов. Офис генпрокурора сначала согласовывает подозрения, а затем Венедиктова начинает сливать дело и ликвидирует группу прокуроров по делу. И все это происходит на фоне очень громкого и красноречивого молчания Зеленского.

А ведь пленки НАБУ не то чтобы даже говорят, а кричат о том, что в ОАСК сидит ОПГ, которое не только выполняет заказные решения в интересах групп влияния. Но и ведет самостоятельную игру, вмешиваясь в процессы государственного управления. Пусть криминальные перспективы по этим пленкам весьма туманны, но может, хотя бы дисциплинарные? Может, хотя бы увольнение? Что же молчит наш народный президент? У него под носом целый спрут. Каморра. Ведь и Высший совет правосудия, и большинство знаковых фигур в судебной власти открыто поддерживают Вовка. Он – это они, а они – это он. А президент молчит. Потому что такая корова нужна самому. Но тогда значит, что Вовк – это Зеленский. Мы правильно понимаем, Владимир Ссаныч? Наверное, избиратели Зе как-то не так себе представляли июль 2020, но что ж – жизнь интереснее сериала, хоть и грустнее.

Наконец, сама судебная реформа от Зеленского. Вторая серия после того, как ее первоначальный вариант был заблокирован через Конституционный суд, так как содержал откровенно странную норму о сокращении судей Верховного суда вдвое. Новую редакцию, скорее всего, никто блокировать не будет. Потому что она консервирует систему, дает огромные полномочия Высшему совету правосудия, защищающему, напомним, Вовка. Полномочия не только по наказанию судей, но и по их отбору. Высшая квалификационная комиссия судей становится подотчетным ВСП исполнителем. Сейчас ВККС распущена, и законопроект делает все, чтобы в Конкурсной комиссии, которая будет выбирать новую ВККС, определяющую роль играла старая добрая судейская мафия, а не иностранные эксперты, как предполагает меморандум с МВФ. Сам ВСП, имеющий в своем составе ряд одиозных судей, чистке подвергаться не будет.

Ну и странное назначение Зеленским 200 судей и их присяга в Мариинском парке, где президент рассказывал им про бангалорские принципы, судьбу человека и про то, как не ослепнуть, увидев изображение Бенджамина Франклина. Странное оно, потому что дефицит кадров в судебной системе крайне высок. В местных и апелляционных судах работает 4454 судьи, что составляет всего 63,5% от общей потребности. Поэтому простые дела висят в судах месяцами и годами. Чуть лучше ситуация в апелляционных административных и окружных административных судах, где вакансии заполнены примерно на три четверти. Однако целый год Зеленский почему-то не назначал новых судей. В июне к Зеленскому обратился председатель Совета судей Украины с призывом назначить дату приведения судей к присяге, и процесс вдруг пошел. Зеленский издал указы о назначении судьями около 200 участников отборов и назначил дату.

Самое интересное, что приведенные к присяге судьи – это еще победители отборов 2012, 2013 и 2017 годов. То есть, преимущественно это победители отборов, проходивших под протекторатом Портнова. Как мы помним, заместителем главы Офиса президента и смотрящим за судами является Андрей Смирнов, который во времена Богдана успел засветиться как куратор Трубы и ГБР. А еще раньше как близкий к Портнову адвокат, клиентами которого были Елена Лукаш и Геннадий Корбан (до «развода» с Коломойским). Именно Смирнова предлагал Саша Дубинский как второго (после Портнова) идеального кандидата на пост Генерального прокурора.

Очень бы хотелось узнать у Смирнова, почему судьи сначала не назначались, а потом вдруг хлоп – и пакетом более чем в 200 человек, и в отпускной сезон, накануне местных выборов? Связано ли это как-то с договорняками с местными элитами, которые сейчас изо всех сил пытается заключить слабеющая власть на берегу? Никаких пояснений, кроме речи Зеленского в Мариинском парке о том, как космические корабли сценаристов Квартала бороздят просторы украинского права.

Но все эти схематозы и решаловы президента выглядят жалко на фоне предложений Саакашвили. Михо предлагает резать все к чертовой матери, не дожидаясь перитонита. Зачем нам вообще система? Разрушим ее до основанья, а затем построим новую. Если получится, конечно. Высший совет правосудия, Высшую квалификационную комиссию судей и Государственную судебную администрацию – нужно взять да отменить. А вместо них – один орган-монстрик, который будет контролировать все. Кто и как его будет формировать – маленький секрет Михо. Ликвидировать административные, хозяйственные и общие суды, а вместо — создать окружной центр правосудия. «Куда доступ будет облегчен, и процедура будет намного быстрее и прозрачнее». Всего из 764 судов должно остаться только 200 (то есть, рассмотрение дел вообще остановится). А еще – Высший административный суд; Высший антикоррупционный суд, Высший Суд по вопросам интеллектуальной собственности».

И, наконец, – «пилотная инициатива президента Зеленского» «KyivCity» - островок английского права в психиатрической больнице, чтобы разрешать споры инвесторов. Если проект заработает – Михо грозит распространить его на всю страну. Словом, Саакашвили предлагает салат из преобразований – от революционных до откровенно безумных с непрогнозируемыми последствиями. Прогнозировать их Саакашвили не пытается, потому что у него еще много других реформ и других отраслей, где нужны простые решения – например, строительство или таможня. Поэтому Михо предлагает «обсуждать» концепцию. Шансы на ее попадание в Раду и, тем более, принятия – стремятся к нулю. Но может, в этом и задумка – маниловщину Саакашвили будут обсуждать, а реальные расклады собакевичей из ВСП, собранные в законопроекте Зеленского – будут тихо приняты Радой на следующей сессии?

Страсти