Госсекретарь США Майк Помпео съездил в блиц-турне по странам постсоветского пространства и наглядно продемонстрировал: в Вашингтоне не считают и никогда не будут считать соседей России вассалами Кремля. Символично, что поездка главы американской дипломатии завершилась в день 75-летия конференции в Ялте — она определила принципы послевоенного мироустройства, которое так хотел бы сохранить Владимир Путин. Пусть и в пространстве бывшего Союза
Один из многочисленных боевых листков Кремля, маскирующихся под независимые СМИ назвал поездку Майка Помпео «токсичной». Что совершеннейшая правда, если смотреть на визиты госсекретаря в Киев, Минск, Нур-Султан и Ташкент с точки зрения администрации президента России.
Владимиру Зеленскому он привез обещание никогда не признавать Крым российским, а заодно новые санкции против нескольких россиян и одной компании, обеспечивающей железнодорожное сообщение с полуостровом. Но самое главное то, что встреча с Зеленским показала всему миру: администрация Дональда Трампа не пытается отгородиться от Украины, несмотря на историю с импичментом, начавшуюся из-за телефонного разговора президента США с летом 2020 года с Зеленским.
Александру Лукашенко «токсичный» Помпео привез предложение обеспечить Беларусь нефтепродуктами на сто процентов, в случае если переговоры с Москвой на эту тему зайдут в тупик. Вдобавок Вашингтон скоро пришлет в Минск посла — впервые с 2008 года, когда главу американской дипмиссии отозвали в ответ на отзыв белорусского посла из Вашингтона.
В Казахстане Помпео встретился и с президентом Касым-Жомартом Токаевым, и с неформальным лидером страны Нурсултаном Назарбаевым. Теперь своеобразная казахстанская модель транзита власти официально признана Америкой. В Узбекистане госсекретарь поддержал реформы, начатые президентом Шавкатом Мирзиёевым. В обеих странах Помпео призывал открыть двери для американских инвестиций и обещал консультироваться с их руководством по темам, связанным с Афганистаном и борьбой с исламскими радикалами.
Нигде (кроме Киева, разумеется) Россия отдельно не упоминалась. Но везде (включая, разумеется, Киев) главный месседж был один: «Америка не оставит вас один на один с Путиным». При этом условия немедленной и полной демократизации Помпео не выдвигал. И этим, конечно, порадовал Лукашенко, Назарбаева и Мирзиёева (который по своей инициативе постепенно «размораживает» ситуацию в Узбекистане). Правда, от Александра Григорьевича потребуется еще немного поднапрячься в сфере прав человека (читай: более или менее прилично провести в этом году президентские выборы), но если поднапряжется, то полная нормализация отношений Белоруссии с США (а значит, с Западом вообще) не за горами.
Все это не смертельно, но крайне неприятно для Кремля. Там все же очень надеялись на то, что изоляционистские тенденции, присущие Трампу, возобладают в Вашингтоне и Владимир Путин сможет наконец реализовать долгожданную мечту о том, что в западных политологических кругах привычно именуют «Ялта-2». Речь о неформальном согласии Запада признать постсоветское пространство зоной жизненных интересов Москвы и ее эксклюзивного влияния. Поездка Помпео разнесла эти надежды в пух и прах. Независимость и суверенитет постсоветских стран являются для США важным национальным интересом, причем вне зависимости от их политического устройства.
И пусть Лукашенко никогда не станет покупать американские нефтепродукты — потому что тогда он действительно будет рисковать властью и, возможно, жизнью. Но то, что администрация Трампа предложила их продать, — откровенный и смелый вызов Москве. Так же как, например, призыв Помпео к руководству Узбекистана сначала вступить в ВТО и только потом приглядываться к путинскому ЕврАзЭс.
Самое неприятное для Владимира Путина то, как открыто и умело американцы играют на хорошо скрываемом страхе постсоветских элит перед Кремлем. Война с Грузией, Крым, создание марионеточных ЛНР/ДНР на востоке Украины, настойчивые призывы к «тесной интеграции», обращенные к Минску, — все это их действительно пугает. Никто не хочет терять территории и независимость.
И «вашингтонский обком» устами Помпео заявляет: «Правильно пугаетесь! Но мы вас в беде не оставим. И неважно, какие вы. Вот Украина, скажем — демократия. И это прекрасно. А Белоруссия — диктатура. И мы готовы это принять при условии соблюдения определенных приличий. Казахстан с Узбекистаном — не диктатуры, но и не демократии. И это тоже чудесно — ищите свой путь, поднимайте уровень благосостояния, не стройте концлагеря, как Китай, — и мы вас тоже примем такими, какие вы есть».
Путин долгие годы презентовал себя как главного адвоката, а если нужно, то и вооруженного защитника диктатур по всему миру. А тут приходят американцы и начинают конкурировать с ним на, казалось бы, прочно застолбленной территории. Когда, вслед за Майком Помпео, в Киев приезжает друг и союзник Кремля Реджеп Эрдоган, восклицает «Слава Украине!»
и обещает братскую помощь, то впору задуматься, как долго дряхлеющий авторитарный режим в Москве будет способен вести политику кнута и пряника в отношении соседей.