Путина все устраивает в минских соглашениях, статусе "ЛНР-ДНР" и непростых отношениях Украины с Западом. Выполнение договоренностей, достигнутых в Париже, под вопросом, считает Константин Эггерт.
Главным результатом встречи в "нормандском формате" в Париже стал сам факт ее проведения. Два пункта, обнародованных как "договоренности" Владимира Путина и Владимира Зеленского, при ближайшем рассмотрении так называть пока преждевременно.
Зеленский под давлением
Разведение сил между так называемыми "ЛНР-ДНР" и украинской армией должно произойти весной. Этот процесс стопорился не раз в прошлом (хотя в последнее время шел лучше), в том числе и потому, что украинские добровольческие батальоны с подозрением относятся к любым мирным инициативам Киева, а силы контролируемых Россией так называемых "народных республик" полностью зависят от воли кураторов из Москвы. Москве же этот процесс не очень интересен, разве что в качестве демонстрации мирных намерений Берлину и Парижу.
Другой пункт - обмен пленными и заключенными - тоже пока под вопросом. Ведь Зеленский говорит, что менять нужно "всех на всех", а Путин утверждает, что речь может идти только об "установленных" лицах. Многие обмены раньше срывались как раз по причине невозможности согласовать списки обмениваемых.
По всем остальным вопросам, вроде проведения выборов, изменения конституции Украины и восстановления контроля украинской власти над границей Донецкой и Луганской областей с Россией никаких договоренностей нет и быть не могло. И, рискну предположить, в ближайшее время быть не может. Ведь Путин и Зеленский вернулись из Парижа в разные вселенные, которые вообще почти никак не пересекаются.
Украинское общество знает, что живет в состоянии вялотекущей войны с Россией, которая в любой момент может перейти в активную фазу. Оно хочет мира, но явно не любой ценой. Более того, даже контроль над парламентским большинством не дает президенту Зеленскому мандата на пересечение так называемых "красных линий", которые прочертила общественность. Ее позиция проста - никакого специального статуса для "временнно оккупированных районов Донецкой и Луганской области".
Строго говоря, ни на какие другие условия, кроме фактически полного восстановления суверенитета Украины над этими землями, большинство общественности сегодня не согласно. Украина, пусть и не во всем совершенная, но демократия. Зеленский, уже испытавший падение популярности в результате слишком активного самопродвижения в качестве "президента мира", вынужден это учитывать. Ведь через четыре года ему вступать в новую президентскую кампанию - если, конечно, он примет решение переизбираться.
Путин рулит
Владимир Путин вернулся в страну, в которой он полностью контролирует всю политическую систему. Никаких палаточных лагерей перед его администрацией на Старой площади, как на Банковой улице в Киеве, никто разбивать и не подумает. Российское общество стараниями государственной медийной машины убеждено, что в соседней стране - гражданская война, и что "героический народ Донбасса" просто защищается от "бандерофашистов". Даже российская оппозиция старается не упоминать Украину - потому что не хочет отвечать на вопрос: "Чей Крым?". Правда, опросы "Левада-центра" показывают, что люди уже устали от бесконечного пережевывания украинских сюжетов соловьевыми-киселевыми. Но это не значит, что они хотят мира - хотя бы потому, что не считают себя воюющей стороной. Они просто надеются, что Кремль обратит внимание на их повседневные нужды. Однако кто эти надежды обратит в политические требования, к которым придется прислушаться президенту? Правильно, никто.
Украинская тема не исчезает из контролируемых Кремлем СМИ только потому, что никто во власти не хочет говорить с народом о реальных проблемах России. Но достаточно одного телефонного звонка с той самой Старой площади - и Украина исчезнет из повестки дня и станет для обычных россиян темой номер сто тридцать девять, иначе говоря - не темой вовсе.
Президента Путина полностью устраивает нынешнее положение дел. Замороженный конфликт, срежиссированный Кремлем на востоке Украины, делает ее движение в сторону ЕС и НАТО фактически невозможным, как в случае с Грузией-Абхазией и Молдавией-Приднестровьем. Финансирование этого конфликта российскому режиму пока вполне по силам. Большая часть трудоспособного населения подконтрольной ему украинской территории уже зарабатывает в России и худо-бедно кормит оставшихся дома пенсионеров и детей. Дети же, по мере взросления и ускоренного получения российских паспортов, тоже переберутся в Ростов-на-Дону, Москву или Петербург и станут рано или поздно платить российские налоги.
Донбасс и "проблема-2024"
Теоретически, создание "конфедерации" с "ДНР-ЛНР" остается одним из возможных вариантов создания нового государства, в котором Путин смог бы избраться президентом на новый, как бы "первый" срок. Но практически в Кремле, похоже, пока считают приоритетным вариант перераспределения властных полномочий через принятие новой конституции, но без приращивания новых территорий. Там, конечно, привыкли жить под санкциями, но все же новых не хотят. Если у встречи в Париже и есть результат, то он скорее относится к сфере международного права и чистой политологии. После нее всем должно окончательно стать ясно: минские соглашения невыполнимы из-за своей противоречивости. Документ, который принимался в 2015 году в спешке, ради срочной остановки боевых действий, не может служить основой политического урегулирования.
Именно поэтому в Париже настаивали на том, что договоренности нуждаются в "адаптации" к современным реалиям. Именно поэтому же Путин категорически отказывается изменить в них хотя бы запятую. Это тупик, который не устраивает Украину, но полностью устраивает Россию. Ее президент готов еще и еще раз приезжать на "нормандские" беседы к Эмманюэлю Макрону, особенно пока тот пребывает в непонятно откуда взявшейся уверенности, что сможет замирить Россию с Западом. Но менять по существу Путин ничего не будет.