Пятьдесят оттенков желтого. Массовые протесты во Франции

Пятьдесят оттенков желтого. Массовые протесты во Франции

Во Франции в результате массовых протестов движения "желтых жилетов" погибли уже три человека и сотни ранены. В воскресенье, 2 декабря, самые радикальные группы протестующих повредили Триумфальную арку, один из символов французской столицы, и экспонаты расположенного в ней музея.

Общее число участников акций протеста, по данным полиции, с каждой неделей падает: если в первый день протестов, 17 ноября, на улицы французских городов вышли 282 тысячи человек, то 1 декабря – 136 тысяч. Даже 282 тысячи митингующих – не самая большая цифра для привычной к массовым демонстрациям Франции (в 2010-м против пенсионной реформы здесь протестовали более 1 миллиона человек), Тем не менее накал страстей только растет: в ряды манифестантов, выступавших сперва против поэтапного повышения цен на горючее (в общей сложности всего лишь на 14 евроцентов!), а затем выдвинувших общие претензии к политике президента Эммануэля Макрона и его правительства, присоединяются ультраправые и ультралевые группировки.

3 декабря Эммануэль Макрон поручил премьер-министру Эдуарду Филиппу встретиться с представителями "желтых жилетов", хотя еще накануне он наотрез отказывался уступать их требованиям. При этом Макрон, вопреки предыдущим сообщениям, подчеркнул, что власти пока не обсуждают возможность введения в стране военного положения. В воскресенье, 2 декабря, после возвращения с саммита G20 в Аргентине французский президент отправился к поврежденной Триумфальной арке в Париже, где митингующие встретили его криками "Макрона в отставку!" и "Желтые жилеты победят".

Акции протеста против повышения цен на автомобильное топливо и роста налогов начались во Франции 17 ноября. Они затронули Париж, Марсель, Бордо, Страсбург, Нант, Гавр, Кан, Ниццу и другие города. В первый же день на юго-востоке страны женщина, сидевшая за рулем окруженной толпой машины, запаниковала и насмерть сбила одну из демонстранток. 20 ноября в центре Франции от ранений умер мотоциклист, врезавшийся в застрявшую в возведенной демонстрантами баррикаде фуру. В ночь на 2 декабря в провансальском Арле при схожих обстоятельствах погиб водитель маленького фургона.

В Париже в прошедшие выходные в протестах участвовали, по данным властей, 75 тысяч человек. Сотни "желтых жилетов" заняли улицы в историческом центре. Некоторые пытались строить баррикады и бросали в полицию банки и бутылки с желтой краской, многие молодые люди в масках поджигали автомобили, громили витрины магазинов и мародерствовали. Парижская полиция применила дубинки, водометы и слезоточивый газ, задержав больше 400 человек. Пострадали более 130 протестующих и не менее 20 полицейских.

Во время беспорядков вандалы сумели попасть во внутренние музейные помещения Триумфальной арки, где они откололи голову у мраморной статуи Наполеона Бонапарта, полностью разбили на мелкие куски две скульптуры начала 20-го века и разрисовали стены граффити. По словам директора Национального управления охраны памятников Франции Филиппа Белаваля, общий ущерб, нанесенный Триумфальной арке и расположенному в ней музею, оценивается в несколько сотен тысяч евро.

Французские медиа отмечают, что первоначально относительно мирный протест "желтых жилетов" перерос в насильственные акции, погромы, вандализм и грабежи из-за того, что в ряды манифестантов быстро внедрились хулиганы и преступники из бедных районов, а также боевики самых разных уличных группировок, как ультралевых, так и ультраправых. Сами "желтые жилеты" – стихийно возникшее движение, не имеющее четкой структуры и верховного руководства, поэтому они оказались не в состоянии удержать от откровенно противоправных действий быстро разраставшуюся толпу, настрой которой становился все более агрессивным.

По статистическим данным, за год во Франции цены на дизельное топливо, все более популярное у автомобилистов, выросли почти на 24 процента, а на бензин разных марок – на 10–15 процентов, до 1 евро 65–70 центов за литр. Это гораздо больше "налоговой составляющей" в 14 центов, ставшей триггером протестов, но надо учитывать, что в росте цен на дизель сыграло свою роль и общее повышение цен на нефть. Постепенно на этом фоне в социальных сетях появилось и стало быстро расти протестное движение, члены которого решили в качестве своеобразной униформы носить водительские светоотражающие жилеты желтого цвета – и распространяли призывы к акциям гражданского неповиновения и блокировке основных автодорог страны с требованием снижения налогов на топливо, чтобы удержать цены.

За последние две недели тема дорогого горючего в лозунгах тысяч манифестантов на улицах французских городов все чаще уступает место другим, общеполитическим требованиям – причем в самой протестной толпе, из которой звучат как левые, так и правые лозунги, начали происходить драки между участниками.

На передовой столкновений есть представители радикальных движений, чьи лидеры не раз открыто симпатизировали Владимиру Путину или даже получали от России финансовую поддержку: это крайне правые из "Национального фронта" Марин Ле Пен и ультралевые из движения "Непокоренная Франция", которое возглавляет поклонник российского лидера Жан-Люк Меланшон.

Парижу и другим французским городам не привыкать к самым жестким и массовым столкновениям демонстрантов с полицией: здесь подобные происшествия являются частью политической традиции и происходят регулярно, например 1 мая. Тем не менее, политические эксперты все чаще сравнивают их со студенческими протестами 1968 года, кардинально изменившими политический климат в стране: в понедельник протесты перекинулись также на образовательные учреждения. Как сообщает телеканал France 24, по всей стране в понедельник учащимися было заблокировано около 100 школ и лицеев, что привело к новым столкновениям с полицией и отмене занятий.

Александр Гостев