При составлении списка 5 наиболее значимых геополитических событий 2022 года, 3 первых события были довольно очевидны - вторжение России в Украину, военный ответ Китая на визит спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси на Тайвань и напряженная ситуация в мировой экономике, способствующая возрождению экономического национализма и протекционизма. Но выбрать еще 2 события оказалось проблематично, особенно потому, что было так много мелких событий, которые, вероятно, будут иметь огромное значение, выходящее далеко за краткие периоды, в течение которых к ним было проковано широкое внимание. Исходя из этого, предлагаем вашему вниманию 5 менее заметных геополитически значимых событий 2022 года, и что они могут означать в будущем.
Турция стала посредником в переговорах по зерновой сделке между Россией и Украиной
Содействие Турции в заключении зерновой сделки между Россией и Украиной подчеркивает растущую роль «средних держав» в многополярном мире. Турция давно стремится отстаивать свои собственные региональные интересы и готова как сотрудничать с крупными державами, так и бросать им вызов, вычленяя свое собственное пространство между Европой и США, Россией и Китаем, зона которого простирается от Восточной части Средиземноморья через Южный Кавказ и Центральную Азию. Но Турция - не единственная «средняя держава» в условиях становления новой многополярной системы. Индонезия, Япония, Бразилия, Индия и другие страны реализуют свои собственные национальные стратегии, маневрируя среди крупных держав и формируя не только свою региональную среду, но и более широкие концепции меняющихся глобальных норм.
США запустили миссию Artemis к Луне
Миссия Artemis представляет собой новый этап космических исследований США на фоне появления все большего числа национальных и частных космических программ. В основе инициативы США лежит идея создания новой модели космических норм и стандартов, которые будут определять поведение гражданских и военных лиц в космосе. Хотя добыча полезных минералов на астероидах и создание космических колоний еще далеко в будущем, конкуренция за доступ к космосу, будущие ресурсы, технологии и престиж, связанные с освоением космоса, заставляет вновь сосредоточиться на конечной стратегической цели. С ростом экономического и информационного национализма на Земле, выход претензий на территории за пределы суши, моря и воздушного пространства - лишь вопрос времени.
Распад Арктического совета
(Повторное) вторжение России в Украину заставило остальных 7 членов Арктического совета прекратить участие в этом органе, который находится под ротационным руководством России. Заявка Финляндии и Швеции на вступление в НАТО еще больше укрепит раскол в управлении Арктикой, разделив Арктический совет между странами НАТО и Россией, и тем самым подорвет шансы на скорое восстановление механизма управления после холодной войны.
С одной стороны, это открывает путь для Китая и других «приарктических» государств, призывающих к созданию новой, интернационализированной системы управления Арктикой, что является лишь одним из элементов более широкого стремления к переопределению глобальных норм и систем. С другой стороны, это стимулирует дальнейшую ремилитаризацию Арктики, завершая период научно-ориентированного сотрудничества и тестирования исследований изменения климата и защиты Арктики. Россия явно намного опережает другие арктические страны в восстановлении сильного экономического присутствия и безопасности в Арктике. Но война в Украине истощает финансовые и кадровые ресурсы, что потенциально может подтолкнуть Москву к тому, чтобы больше полагаться на китайские инвестиции, участие и активность в Арктике.
Латинская Америка склоняется влево
В Латинской Америке (в очередной раз) наметился крен влево: после вступления в январе в должность президента Бразилии Луиса Игнасио Лулы да Силвы 6 крупнейших экономик возглавят левые правительства. Хотя это может создать пространство для большего сотрудничества по вопросам, представляющим взаимный интерес (защита климата и расширение внутрирегиональной торговли, например), в настоящее время есть 2 конкурирующие экономические модели - более популистская экономика Аргентины и, возможно, Бразилии, и более государственная политика в таких странах, как Чили и Колумбия. Вопреки тенденции (и региональному сотрудничеству) Уругвай стремится к заключению двусторонних торговых сделок вне рамок МЕРКОСУР (общий рынок Аргентины, Бразилии и Уругвая) и проверяет пределы южноамериканской сплоченности.
Северокорейские испытания обычных вооружений
В то время как все обычно говорят о ядерном оружии Северной Кореи, Пхеньян активизировал разработку и испытания обычных вооружений, уделяя особое внимание крупнокалиберным ракетам и баллистическим и крылатым ракетам меньшей дальности. Это относительно недорогое боевое оружие, которое дает Пхеньяну больше возможностей для нанесения ударов по военным базам, складам и плацдармам в Южной Корее.
Наращивая свои неядерные возможности, Северная Корея создала потенциал и очевидную доктрину выверенной эскалации, что было продемонстрировано в этом году во время американо-южнокорейских учений, когда КНДР произвела многочисленные ракетные и артиллерийские пуски и провела масштабные воздушные учения. Пхеньян продолжает полагаться на ядерное оружие как основу своей стратегической обороны, но расширение неядерных возможностей дает КНДР возможность использовать армию для принуждения оппонентов.
Несмотря на кажущееся противоречие, это одновременно повышает риск коротких, острых столкновений между северокорейскими и южнокорейскими (или даже американскими или японскими) силами или средствами и снижает риск быстрой эскалации до ядерного конфликта или тотальной войны. В сочетании с меняющейся оборонной позицией Японии и продолжающейся военной экспансией Китая такое развитие событий предвещает более напряженную и нестабильную ситуацию в Северо-Восточной Азии в ближайшие несколько лет.