Первые дни дома, после пыток и заключения в Крыму, харьковчанин Александр Стешенко посвятил встречам с родными. Его условно-досрочного освобождения дождался отец, бабушка и дед, но мама так и не увидела сына вновь на свободе.
Александр Стешенко рассказывает, что 11 апреля 2018 года его похитили на Чонгаре. В тот день он приехал на административную границу между Крымом и Херсонщиной, хотел навестить друга в Алуште. По его словам, ездил так не впервые, но на сей раз оказался в плену. После узнал – вооруженные люди, которые вывезли его силой в неизвестном направлении, были из ФСБ России.
От Стешенко требовали признания в поджоге дома подконтрольного России муфтия Крыма Эмирали Аблаева. Александр признает, что под пытками сознался и оговорил неизвестных ему людей.
Это все фантазии ФСБ. Я не подпаливал этот дом, никогда не встречал ни Велиева Эрола, ни Александра Третьякова, я оговорил этих людейАлександр Стешенко
Александр Стешенко рассказал, что до похищения его российскими силовиками не слышал имени Эрола Велиева.
– Как мне говорили, мы вместе учились, он, оказывается, тоже заканчивал Харьковский авиационный институт. Но он старше меня на 10 лет, и мы не могли пересекаться. Когда я начал учиться, он уже закончил аспирантуру.
– Есть видео вашего допроса, обнародованное ФСБ, а как это происходило на самом деле?
– То, что было сказано мною там – это все фантазии ФСБ. Я не подпаливал этот дом, никогда не встречал ни Велиева Эрола, ни Александра Третьякова, я оговорил этих людей. Мне говорили, кого надо назвать. Меня душили кульками, раздевали, били током, обливали водой, пытали, заставляли это сказать. Нестерпимо было, пришлось сказать то, что они хотели.
– Дали мне бумагу с текстом, продиктовали, что я должен сказать и все.
Самое тяжелое было – перенести пытки, пока не записали видео, мучили каждый деньАлександр Стешенко
– Вы уже встречались с теми людьми, которых оговорили?
– Нет, но хотел бы увидеться, объясниться. Думаю, они не глупые и все понимают, но я хотел бы принести свои извинения.
– А в заключении общались ли вы с другими политическими заключенными?
– Да, общался с Евгением Пановым тоже незаконно осужден, хороший человек, он помогал мне и объяснял, что надо делать.
Думаю, они не глупые и все понимают, но я хотел бы принести свои извинения.Александр Стешенко
В СИЗО Симферополя есть специальный блок, в котором сидят украинцы, которые якобы кто террорист, кто экстремист. У них есть специальный, изолированный от общей массы блок, где содержат таких, как я, как Панов. Владимир Балух тоже там был, я его видел, просто здоровались, но не общались. Был еще татарин, фамилию не помню, зовут Тимур, якобы нашли у него книги «Хизб ут-Тахрир» (запрещенной в России международной исламской политической организации – КР).
– Я не видел, в каких условиях содержится общая масса, но у нас очень плохие условия были. Шел снег, а окон не было, отопления нет, сырость постоянная, белье приносили сырое. Все делалось для того, чтобы люди болели, страдали. Медицинской помощи не оказывали никакой, помощи от них не стоит ждать.
Шел снег, а окон не было, отопления нет, сырость постоянная. Все делалось для того, чтобы люди болелиАлександр Стешенко
Я хочу поблагодарить организации, которые занимались моим делом, Игорь Котелянец, представитель президента в Автономной Республике Крым, его помощники приложили много усилий, адвокаты – Эдем Семедляев, Сергей Легостов. Спасибо! Благодаря вам я дома!
– Была возможность коммуникации с внешним миром?
– Я поддерживал связь с родственниками. Пока был там, узнал, что не стало матери. Она болела, лежала в больнице. Как-то я позвонил, и мне сказали, что «уже все». Думаю, если бы я был рядом, я бы не допустил того, что с ней случилось. Было тяжело, я находился там и не мог ни чем помочь, или хотя бы просто побыть рядом.
Теперь вот поеду с родными на кладбище к маме. Первое время буду с близкими и родными, а потом буду искать работу, хочу создать свою семью.
ФСБ заявила, что в апреле 2018 года задержала Стешенко «при въезде на территорию Крыма, куда он был направлен для подготовки и осуществления провокаций». Велиеву и Третьякову Россия выдвинула обвинения заочно, они объявлены в федеральный розыск.
Служба безопасности Украины, что заявление ФСБ России о создании экстремистской группы в аннексированном Крыму при поддержке украинских спецслужб не соответствует действительности.
Харьковчанина Александра Стешенко задержали сотрудники российской полиции на пункте пропуска «Чонгар» при въезде в аннексированный Россией Крым «за неповиновение законному требованию (статья 19.3 КоАП России)». В тот же день подконтрольный России райсуд Симферополя арестовал Стешенко.
6 августа 2019 года харьковчанин Александр Стешенко вышел на свободу вернулся в Харьков.