Когда Илон Маск объявил о том, что его аэрокосмическая компания SpaceX отправит грузовые миссии на Марс к 2022 году, что станет первым шагом плана колонизации планеты, любители космоса и науки восторжествовали. Газета New York Post назвала видение Маска «вдохновляющим», целительным бальзамом в политически спорные времена. «Наш вид обратил свой взор вовнутрь, наше видение возможностей человека стало сжатым и пессимистичным», - пишет газета.
«Мы мечтаем о полете к звездам меньше, чем о победе на следующих выборах; наш вид стал менее зрелым, мы сторонимся тех, кто отличается от нас. Мы представляем будущее не как благословение продвинутых технологий, а как апокалиптическое завтра, отмеченной отчаянной борьбой за выживание. Возможно, сосредоточение внимания на возможности полета к нашему ближайшему планетарному соседу поможет изменить это».
Журналисты Post отразили растущее убеждение СМИ в том, что главной задачей человечества является колонизация солнечной системы пусть даже и средствами частных компаний. Лидеры американского правительства в основном согласны с таким мнением. Обама подталкивал к приватизации НАСА, проведя изменение политики, которое позволило отдавать государственные контракты на совершение грузовых полетов к Международной космической станции частным компаниям, таким как SpaceX.
«Правительства могут разработать новую технологию и провести исследования на ранних этапах, но в долгосрочной перспективе именно частный сектор ищет способы получить прибыль и расширить присутствие человека в космосе», - сказал доктор Пит Уорден, директор Эймской исследовательской лаборатории НАСА в 2012 году.
Также следует вспомнить и слова вице-президента Майка Пенса из его недавней статьи, опубликованной в Wall Street Journal, в которой он выразил намерение донести американский капитализм до звезд: «В последующие годы американская промышленность должна сохранить постоянное коммерческое присутствие человека на низкой околоземной орбите и расширить сферу экономики за пределы нашей планеты», - написал Пенс.
Можно только гадать, знают ли эти видные люди историю. Не было ни одного случая, когда частная корпорация становилась колонизатором и из этого выходило что-то хорошее для кого бы то ни было, кроме владельцев акций. Ост-Индская компания, возможно, наиболее удачный предвестник марсианских амбиций Маска. В 1765 году Ост-Индская компания заставила императора Великих Моголов подписать юридическое соглашение, которое в итоге позволяло компании стать фактическим правителем Бенгалии. Затем Ост-Индская компания начала собирать налоги и использовать против тех, кто становился на пути получения прибыли, частную армию, в которой к началу 19-го века числилось 200,000 человек. Не правительство Великобритании захватило Индию в конце 18-го века, а опасно неконтролируемая частная компания, штаб-квартира которой находилась в небольшом лондонском офисе шириной в 5 окон; и которой в Индии управлял неуравновешенный социопат. Можно почти наверняка сказать, что этот случай является величайшим актом корпоративного насилия в мировой истории.
Ост-Индская компания колонизировала большую часть индийского субконтинента. В наше время, в эру, когда право корпораций творить все, что им вздумается, стало священным правом в глазах многих политиков, уроки Ост-Индской компании, кажется, оказались позабыты.
Как и в случае подобных ей корпораций, как в прошлом, так и сегодня, Ост-Индская компания несла ответственность только перед своими акционерами. Без какого-либо намека на справедливое правление регионом или долгосрочное благополучие, власть компании очень быстро переросла в откровенное разграбление Бенгалии и скорое перемещение богатства на Запад.
При этом стоит заметить, что колонизация Марса немного отличается от колонизации Бенгалии хотя бы тем, что Марс не просто недостаточно освоен, он не освоен совершенно. Как создать совершенно новую экономику в совершенно новом мире, в котором отсутствует промышленность? В конце концов, добыча марсианских ресурсов и торговля с Землей пока невозможны; стоимость транспортировки минералов через солнечную систему будет астрономической, да и на Марсе нет минералов, которых не было бы в избытке на Земле. Единственным основанием для колонизации Марса, которое видится Маску, станет туризм: по его словам, билет в оба конца будет стоить $200,000, если удастся продать 1 млн билетов. Но и по пути туда и обратно туристам не придется скучать: Маск уверяет, что полет будет «интересным».
Экономике, основанной на туризме, особенно на туризме для людей состоятельных, потребуются работники, даже если предусматривается высокий уровень автоматизации. Это значит, что нужно будет сделать большой объем работ с как можно более низкими затратами. Представьте, как будут работать такие сотрудники и насколько они будут зависеть от работодателя, если в течение нескольких лет он будет выдавать им не только зарплату, но и еду, воду и, возможно, кислород. Кому они будут жаловаться, если работодатель урежет им зарплату, начнет подвергать нападкам и т.д? И если учесть, что планетой будет управлять частная компания, у работников просто не будет никаких прав. Видение Маска колонизации Марса по определению авторитарно. И вероятность того, что работники марсианского туризма попадут в некое подобие зависимости или даже рабства, не стоит недооценивать.
На Земле не просто так появилось государственное регулирование; оно и должно помешать экспортировать все ужасы земного прошлого на Марс.