РАДИКАЛЬНЫЕ МЭРЫ

РАДИКАЛЬНЫЕ МЭРЫ

После опрокидывания украинского политического стола, учиненного Зе-командой полтора года и год назад, все начинает возвращаться на круги своя, хоть и в обновленной конфигурации. Все уже поняли, что Наполеон оказался Наполеоном из шестой палаты, и его возвращение на место предыдущей дислокации – в Квартал или куда подальше – дело времени.

Есть ощущение, что местные выборы будут не только и не столько местными, сколько репетицией внеочередных парламентских. Результаты в регионах будут ценны сами по себе, потому что в ходе децентрализации местные власти получили увеличенные бюджеты, которые могут тратить на развитие своих регионов. И выглядеть в глазах местных избирателей как руководители, дающие им лучшее качество жизни. Для Зеленского это болезненный контраст, потому что он не может обеспечить того же в масштабах страны. И при наличии политической воли децентрализацию можно откатить назад, хотя бы частично, и забрать у общин финансы, переписав бюджетный кодекс. О чем, например, говорит Гройсман в интервью «ЛБ».

И поэтому результаты местных выборов будут еще и ценны как плацдарм накануне больших перемен в государстве. Убеждение, что действующая власть абсолютно нежизнеспособна, нарастает с каждым днем. Причем не только у оппонентов власти в национально-демократическом лагере или пророссийских силах, а и у сателлитов, союзников, бывших и действующих. Интервью Богдана, бывшего де-факто второго человека в стране, говорящего о несостоятельности и бесперспективности власти Зе – как наиболее яркий маркер.

Ключевой вопрос – что дальше? Что может быть после ожидаемой многими отставки Зеленского? Внеочередные президентские выборы или переход к парламентской республике? С главой исполнительной власти – премьер-министром, избираемым Верховной Радой? Последняя идея уже неоднократно публично высказывалась. Что уже само по себе символично и говорит об очевидной для всех слабости и несостоятельности власти. При том же Порошенко, даже на фоне невысокого рейтинга, подобные предложения не звучали.

Такую позицию озвучил Богдан, соратник Филатова и нынешний враг Коломойского Корбан, а также правая рука Коломойского, глава его партии «За майбутне» Палица. В качестве мотивов перехода к парламентскому правлению говорится о том, что сегодня в Украине нет безоговорочного лидера электоральных симпатий с рейтингом, хотя бы приближающимся к 50%, и что парламентская форма отображает консенсус элит и предупреждает авторитарные проявления: подминание власти и выстраивание коррупционной вертикали, позволяет получить во главе государства наёмного менеджера, а не политика. Разумеется, с этим можно поспорить – хотя бы потому, что и избрание Зеленского — это тоже было своеобразным консенсусом элит, и парламентская форма также несет коррупционные риски, а в руках премьера будут еще большие полномочия. Однако переход к парламентской республике – популярная, так сказать, визия.

Пофантазируем о подготовительном этапе. Понятно, что когда о парламентской форме правления говорит Палица, то премьером он, конечно, видит себя. Точнее – Коломойский видит его премьером. Вариант еще более угрожающий, чем Зеленский в роли президента, поскольку Палица – полностью однополюсная история.

Ясно, что после ухода Зеленского в выигрыше окажутся те силы, которые смогут объединиться в некий союз, коалицию. Коломойский через «За Майбутне» уже ведет активную и успешную вербовку своих сторонников – не только в свои списки, а и среди кандидатов от «Слуги народа». Так, например, происходит в Одесской области, где интересы Коломойского проводит кум Палицы министр Степанов. Там списки «Слуги народа» - это только внешне президентская партия, оболочка от нее с партийном шильдиком, а внутри «За Майбах». Подход Игоря Валерьевича похож на внешнее пищеварение у пауков, когда хищник вбрызгивает в тело жертвы желудочный сок, который ее переваривает, а потом высасывает. Внешне еще зеленая муха, а внутри уже обед Коломойского.

Противостоять коалиции Коломойского можно будет только своей коалицией. Первые публичные признаки союза Порошенко и тандема Филатов-Корбан, который называет себя «волонтером» партии днепровского мэра, появились вчера во время поездки Петра Алексеевича в Днепр. Где экс-президент прямо выступил на стороне Филатова в конфликте с Офисом и Коломойским («настоящая роль президента - не приезжать на мост и заключать пари, а обеспечить экономический рост регионов»), и обвинил центральную власть в том, что у города забрали 2 млрд грн.
Также вчера стало известно о том, что от "ЕС" в Днепропетровскую облраду будет баллотироваться Андрей Денисенко, близкий к Корбану член «Руху опору капітуляції», в прошлом член «Правого сектора», «Укропа» и депутат от БПП. Который принимал участие в протестах во время эпического визита Зеленского в Днепр, когда охрана президента сломала ребро девушке-активистке. А Денисенко начали шить откровенно фейковое дело «нападения на полицейского», хотя на опубликованном видео очевидно, что нападение если и было, то, скорее, на Денисенко. Выдвижение Денисенко от «ЕС» - явно символический жест, и перчатка – ОПУ и Коломойскому.

Будет ли возможный союз стойким, обретет ли некие формальные очертания, скорее всего, станет понятно после выборов. Тогда же, очевидно, увидим, появится ли условная прозападная антиколомойская и антимедведчуковская коалиция. Тот же Гройсман заявил, что получал предложение от Порошенко, но имеет с ним разные взгляды. Сегодня ходят слухи о возможном альянсе Гройсмана с партией Филатова, что Гройсман также опроверг в интервью, дав понять, что будет принимать решение после местных выборов.

Кличко, как известно, отказался от поддержки "ЕС". Виталий Владимирович видит себя следующим президентом, видимо, планируя застроить ЖК и ТРЦ всю Украину, что несколько, на наш взгляд, преждевременно. О чем свидетельствует социология. В Киеве Кличко выигрывает сугубо как рак на полном безрыбье, как мучительный компромисс в параде фриков, и за счет доплат бюджетникам. Да и каким там президентам, тут бы хотя бы мэром с полномочиями остаться, учитывая перспективы закона о столице, которые хотят принять «слуги».

Не менее интересна позиция условных соросят, для которых еще полтора года назад Порошенко был главной мишенью, а теперь мишенью стали они сами. Демократы, как известно, объединяются только перед расстрелом. Хотя в новейшей украинской истории получалось – и «Наша Украина», и «Объединенная оппозиция».

Не менее важный вопрос – кого поддержат олигархи, крупнейшие ФПГ и владельцы телеканалов. С Коломойским и Медведчуком все очевидно, а вот остальные, рискнем предположить, поддержат потенциальных победителей, как в 2014.

Страсти