РАКЕТНЫЕ БАРЖИ ВАДАТУРСКИХ И АДМИРАЛ ЕРМАК

РАКЕТНЫЕ БАРЖИ ВАДАТУРСКИХ И АДМИРАЛ ЕРМАК

Адский цирк, гастролировавший по Западной Украине, переехал в Лондон. Клоуны не успели выучить новый репертуар, и поэтому временами несли то же, что и на открытии детских площадок где-нибудь в Черновицкой области. Например, Ермак во время выступления в Королевском институте международных дел Chatham House выразил глубочайшую мысль о том, что «очень важно быть и осторожными, и уравновешенными, чтобы действительно в реальной жизни продвигать интересы Украины». Прекрасный тост! Англичане в восхищении! Королева в восхищении! Но Штирлица рвало на Родину, и товарищ Козырь, как радистка Кэт во время родов, заговорил на родном языке и сообщил, что «наша стратегия не в том, чтобы обвинять россиян во всех наших несчастьях». Рафик Владимирович Путин – не виноват.

Но, конечно, хедлайнером шоу стал великолепный Ссаныч. «Мы привезли из Великобритании 2,5 млрд фунтов стерлингов». Дети, встречайте, батя с заработков из Европы вернулся. Без денег, но с оптимизмом. Пообещали займ. А еще два года назад батя со сцены над займами скабрезно глумился. Нет, формально визит и вправду результативный. Продвинулись по упрощению визового режима, подписали «Соглашение о политическом сотрудничестве, свободной торговле и стратегическом партнерстве». Получили гарантии на кредит в 2,5 млрд фунтов, из которых 1,25 – на создание «москитного флота» - 8 ракетных катеров, действительно безальтернативно необходимых Украине для защиты черноморского и азовского побережья от РФ.

Но дьявол, как всегда, в деталях. Партнёрство с Великобританией, конечно, почетно и перспективно. У них, правда, чуть ли не главным мотивом подписанных стратегических документов называют расширение рынка сбыта шотландского виски. А вот сейчас обидно было – а как же геополитика, стратегия и вот это все? Но, видимо, английским избирателям так понятней, зачем Джонсон и принц Уильям и Кейт встречались с каким-то восточно-европейским комиком. Чтобы дикари виски лучше брали.

Да, Брексит, Британия ищет возможности расширения влияния и противостояния России, и Украина в этой игре – одна из важных для нее стран. Мы как бы оказались в нужное время, в нужном месте и надо пользоваться. Вот только кредиты выдаются под британский экспорт, и поэтому стимулировать мы будем не свою, а, в первую очередь, английскую экономику, находящуюся в нокдауне после выхода из ЕС. Оплачивать это из своего кармана, с процентами. Немаленькими, кстати, по нынешним европейским меркам.

Однако флот действительно нужен. Вопросы вызывает только прозрачность механизма привлечения подрядчиков и реалистичность планов его строительства. Почему все происходит в рамках безальтернативной процедуры? Если вы на самом деле озаботились флотом – честь вам и хвала, но почему бы тогда не объявить международный тендер с условием кредитного финансирования? И не выбрать на нем лучшее предложение? Глядишь – может и не 1,25 млрд фунтов там было бы, а гораздо меньше?

И самое прекрасное в этой истории – локализация. Два катера будут построены в Британии, предполагается, что наши будут смотреть и учиться. Остальные шесть – в Украине. Ключевой вопрос – где их производить? Судостроение в упадке, но есть 10 худо-бедно действующих заводов. Ясно, что будущий контракт – лакомый кусок для каждого из них. Как выбрать? Какие критерии? Как отодвинуть православного олигарха Новинского, который, если что, будет стримить процесс производства непосредственно в приёмную Патрушева?

И вдруг, трах-бах, опять-таки, без всякого тендера объявляется, что производить будут на «Нибулоне». Частной компании, крупном зернотрейдере и судовладельце. Кабмин его выбрал. Ух ты. А с какого, извините, перепугу? И почему именно его? У «Нибулона» никакого опыта военного судостроения. В прошлом году он произвел 4 буксира и один перегружатель. Почему для секретного стратегического военного производства внезапно назначается частная компания, а не госпредприятие?

А потому что пацанам хочется куска пирога, вот почему. Выбор «Нибулона» - это чистейшая дистиллированная коррупция. С перспективой наглого дерибана будущего английского кредита. Тут несколько нюансов. Во-первых, грядет принятие закона о водном транспорте, о чем недавно говорил Зеленский. «Нибулон» руками и ногами был против этого закона, потому что он лишит его доминантного положения в речных перевозках, зайдут иностранные перевозчики и снизят цены. Это выгодно Украине, потому что разгрузит дороги. Одним из главных убийц которых, кстати, является «Нибулон». Их парк зерновозов с наваренными бортами и двойным перегрузом. Вадатурские, которые прямо заявляли, что не будет никакого взвешивания их грузовиков. Которых, помнится, Омелян прямо обвинял в уничтожении дорожной инфраструктуры.

Идем дальше. Во-вторых, «Нибулон» закредитован по самые уши, речь о сотнях миллионов долларов. Это колосс на глиняных ногах, фактически банкрот. После принятия закона о водном транспорте Вадатурские начнут задыхаться. И вот живо представляем себе диалог одного Андрюши – Ермака, с другим Андрюшей, младшим Вадатурским. Что, мол, знаем о ваших проблемах, и можем помочь. Будет английский кредит в 1,25 млрд, нужна производственная площадка. И этой площадкой можете быть вы с папой. Если в теме будем мы с Вовой. Небольшой кусок пирога – вам, большой – нам. Что в этом случае может ответить второй Андрюша первому на предложение, от которого нельзя отказаться? Только да, да и еще раз да!

И еще один нюанс, который окончательно проясняет картину. Почему англичане не против «Нибулона»? Вадатурский-младший в бытность свою народным депутатом прошлого созыва входил в группу забытых сегодня «еврооптимистов», что странно для сына красного директора. Но у всего есть объяснения. Один из главных кредиторов «Нибулона» - Европейский банк реконструкции и развития. В 2014 году – 25 млн долларов. В 2017 – 90 млн. В 2018 – 50 млн. В 2020 – 27 млн долларов. А как это отдавать? А вот Украина возьмет кредит, часть денег уйдет «Нибулону», вот этими деньгами и рассчитаетесь с ЕБРР. Вадатурский заплатит за свои долги англичанам деньгами украинских налогоплательщиков. Пазл сложился.

А вот в том, что масштабный оборонный проект будет реализован на «Нибулоне» - гигантские сомнения. Ну что креативные ребята за свою каденцию реализовали, давайте вспомним. Хоть один проект. Нет, дерзких планов и громких имен было достаточно. Ну, например, Гончарук и форум в Давосе. Помните сенсацию? К нам приедет, к нам приедет «Дойчебан» дорогой. Будет управлять «Укрзализныцей». Как, что, почему, когда? Ой, извините, не приедет. Будет только консультировать. А, нет. И консультировать не будет. Мы пошутили. Или сам Зеленский, один из самых влиятельных лидеров мира: мы создадим государственную авиакомпанию! Завтра! Уже идет бюджетирование! Уже разработка подходов! Превратим Антонов в Боинг! Все будет Антонов! Пшик – и нету уже никакой госкомпании. Пробюджетировали.

И большой вопрос – действительно ли англичане готовы к локализации в 80%, как это сейчас декларируется? Очень сомнительно. Возьмем для примера ситуацию на рынке ж/д локомотивов. Их около тысячи, износ – 90%. В год нужно по 100 новых локомотивов, чтобы обновить парк через 10 лет. Их можно либо купить в кредит, который даст страна-производитель, либо заказать большую партию и заплатить своими деньгами с условием локализации производства в Украине в 50%. Вот громкое соглашение с «Дженерал электрик» по сборке локомотивов на Крюковском вагонном заводе. По словам директора завода Приходько, локализация на первом этапе должна была составить 10% с увеличением до 30%. По факту - выпустили 30 единиц с локализацией 6-7%. Ну, то есть тележки прикрутили.

А почему? Правда жизни от директора: «А кто будет делать локализацию в Украине под 40 локомотивов? А что я могу сказать своему американскому партнеру? Делай 30-40% локализацию под 40 локомотивов? Он скажет, господин Приходько, побойся Бога! Если бы ты заказывал у меня хотя бы 150… А так ты хочешь, чтобы я тебе отдал свои технологии, а ты у меня закажешь 40 локомотивов в течении 3-5 лет?». Именно поэтому перспективы строительства 6 катеров в Украине с локализацией в 80% на площадке «Нибулона» - вызывают огромные сомнения.

А вот что легко себе представить – так это схему «вертолетов Авакова». Когда в 2018 году, опять-таки без тендера, было куплено 55 французских вертолетов, за которые Украина заплатила 551 миллиард евро. В кредит. Причем почти половина «бэушные», и именно эта половина – модели (Н225) с проблемной историей. После катастрофы такого вертолета из-за конструктивного дефекта (погибло 13 человек) был введен запрет на эксплуатацию до 2017 года. И хотя производитель нашел способ устранения дефекта, и запрет сняли, многие владельцы избавлялись от вертолетов. А Польша в 2016 от французских вертолетов на 3 млрд евро отказалась и отдала предпочтение своему производителю. Ну а Украина купила уцененный товар по рыночной цене, хотя также могла отдать предпочтение «Мотор-Сичи».

И поэтому судьба проекта по строительству катеров – весьма туманна. У англичан вообще, если честно, уже есть некоторый когнитивный диссонанс. Зачем вам, ребята, катера против русских, если ваш Ермак просит не обвинять их в ваших несчастья? Но если абстрагироваться от политики и перейти к экономике, то первые два катера в Англии легко будут построены, а вот то, что на «Нибулоне» будет запущено производство с локализацией в 80% - это вряд ли. Переоборудование, допуски, и главное передача технологий производства – кому? Аграрным баронам? В лучшем случае, в Украине будет отверточная сборка оставшихся катеров и дерибан кредитных денег. Ну а почему бы нет? У нас и так больше половины бюджета – заемные деньги. Займем еще.

И, конечно, все это под госгарантии. Без них английский бизнес к папуасам не придет. Потому что местные судьи Вовки их без соли и перца, извините, схавают. А тут – точно заплатит государство Украина. И вот вопрос: нам же Саакашвили обещал английское право на отдельно взятом клочке киевского Сити. Что же Зеленский про Сити в Лондоне вспомнил, а про английское право – ни словом, ни пол словом? Вовк не велел? Или Ермак? Или сам уже давно вкусил, и все понял: английское право – в Англии, у нас наше, мы будем продвигать ваши экономические интересы за наши деньги, а вы будете сквозь пальцы смотреть на наше воровство. Если захотите – откатим. А нашим добрым и доверчивым сородичам объявим: мы привезли из Великобритании 2,5 млрд фунтов стерлингов. Ура.

Страсти