Раскрыта главная загадка Луны

Ученые из Гарвадского университета выдвинули теорию, объясняющую происхождение Луны. По их мнению, наш естественный спутник - это "оторванный" кусок мантии Земли, который отделился от нашей планеты во время ее столкновения с Тейей, протопланетным телом.

Своими выводами ученые поделились в научной статье, опубликованной в журнале Nature.

"Наша работа стала первым намеком на то, что столкновение прото-Земли и Тейи действительно по большей части испарило планету. Замеры изотопов, которые мы провели, обладают максимальной точности, и им не удалось показать, что доли элементов в материи Земли и Луны различаются", - рассказывает американский исследователь Кун Ван (Kun Wang).

Гипотезе об образовании Луны в результате столкновения Земли и Тейи насчитывается уже тридцать лет. Считается, что при таком катаклизме значительная часть материала, составляющего Луну, должна была достаться ей от гипотетической Тейи. Она должна была отличаться по своему составу от Земли. Но на самом деле состав нашей планеты и Луны очень схож.

Ученые до сих пор спорят по поводу того, как проходило это глобальное космическое "ДТП". Всего существует две версии этого события.

Первая предполагает лобовое столкновение, в результате которого Тейя пробила мантию Земли и полностью расплавилась, выбив большое количество пород с нашей планеты.

Вторая версия говорит об относительно слабом столкновении, которое прошло по касательной, в результате чего будущая Луна сформировалась главным образом из пород Тейи. Большинство планетологов придерживаются как раз второй версии.

Однако анализ долей изотопов кислорода и калия в образцах лунного грунта поставил под сомнение правдоподобность второй версии сценария "встречи" прото-Земли и Тейи.

Так, в январе 2016 года сообщалось, что изучение изотопов кислорода в лунных образцах не выявило различий с показателями Земли, которые должны были быть совершенно иными, если бы Луна родилась таким образом.

В новом исследовании ученые измерили доли двух изотопов калия - калия-39 и калия-41 - в породах Земли и Луны. Их соотношение можно изменить только путем полного испаренияи и осаждения пород, их содержащих.

Проведенный анализ позволил установить, что калия-41 в образцах лунного грунта на 0,04% больше, чем в земных породах.

По мнению авторов научной работы, такая разница могла возникнуть, если Луна зародилась в результате испарения большого куска земной мантии в космос, расплавленной падением Тейи, "утонувшей" в глубины Земли.

Когда выброшенные в космическое пространство породы Земли остыли и начали превращаться в Луну, относительно более "легкий" калий-39 более активно улетучивался из них, чем более "тяжелый" калий-41. Этим и можно объяснить найденные различия в долях изотопов.