Итак, переговоры президента Зеленского с лидерами фракций Верховной Рады не заставили главу государства отказаться от сценария «блиц-крига». Уже вечером 21 мая Владимир Зеленский разместил на президентском сайте Указ о роспуске Верховной Рады. Кроме этого он предложил спикеру парламента Андрею Парубию созвать внеочередное заседание ВР для внесения изменений в избирательное законодательство.
В общем, процесс пошел и набирает скорость. Указ, кстати, вступает в силу с момента публикации, то есть дата досрочных выборов намечена на 21 июля. Правда, Указ пока только на сайте, в печатном виде он еще не опубликован. Так что, если Рада не будет спешить с внесением изменений в избирательное законодательство, дату могут перенести на 28 июля.
На последнюю инициативу, то есть внесение изменений в «правила игры на выборах» за два месяца до их проведения точно очень косо посмотрят в ОБСЕ. Согласно их практике, не рекомендуется вносить изменения в правила выборов, когда до них остается меньше года. С другой стороны авторитет ОБСЕ среди украинцев заметно пошатнулся за время российской агрессии. Да и сам президентский Указ с точки зрения законов и Конституции выглядит достаточно сомнительно. Так что семь бед – один ответ. Тем более, что спикер согласился вызвать депутатов на внеочередное заседание, то есть общий консенсус по проведению досрочных выборов все-таки имеет место. А если политическое решение принято – закон промолчит. Не в первый раз. Потому что при желании депутаты достаточно легко сорвут планы президента. И речь ни в коем случае не идет о жестком противостоянии. Достаточно тихого саботажа. Впрочем, тут есть два сценария.
Первый, как я писал выше – срыв сроков выборов. Указ президента можно обжаловать в Конституционном суде. И попробовать приостановить его действие на время рассмотрения. В свое время КС поставил рекорд, рассмотрев заявление за 5 рабочих дней, но тогда речь шла о признании незаконным «референдума» в Крыму. Обычно судьям требуется больше времени. Гораздо больше. Особенно если у истца есть желание и возможность загрузить суд аргументами и большим количеством бумаг. Кроме того, на выборы требуется официальное финансирование. А это уже цепочка из Кабмина, решения бюджетного комитета Верховной Рады и голосования в зале.
Премьер подал в отставку, бюджетный комитет может не спешить, ну а в зале… В зале все возможно. То есть и тут процесс можно совершенно законно затянуть на неопределенное время. А без финансирования по строгому протоколу ЦВК не может даже напечатать бюллетени. Повторюсь, речь идет о совершенно законных способах саботажа, когда на словах все согласны, но в результате процесс буксует на месте. То есть если депутаты и президент таки пришли к компромиссу – проходной барьер снижаем до 3%, открытые списки и мажоритарка обсуждаются, то на заседании во вторник будет результативное голосование, мобилизация штабов и без проблем финансирование процесса. А если процесс застопорится на старте, значит согласия нет и Зеленскому придется срочно изобретать «план Б». Или признать поражение.
Второй вариант – парламент идет на досрочные выборы, максимально убивая рейтинг Зеленского и его партии «Слуга народа». Тут не нужно выдумывать хитрые комбинации. Премьер, как я писал выше, подал в отставку. Верховная Рада распущена Указом президента. Значит, только президент теперь отвечает за все. Раз уж сосредоточил всю власть. А вчера прилетела миссия МВФ на переговоры о новом транше. Который и без того задерживался. И с кем им говорить? Одного президента мало, нужна подпись министра финансов и премьера. Но кто будет подписывать документы с исполняющими обязанности в процессе увольнения? То есть транш мимо нас. А выплаты у нас почти миллиард долларов в месяц. Гривну затрясет уже в середине июня и дальше будет только хуже. А ведь это не весь список проблем.
Президенту нужны голоса за нового Генпрокурора, главу СБУ и МИДа. Минимум 226 депутатских «За». Захотят ли распущенные президентским указом нардепы делать такой подарок главе государства? Что-то я очень сомневаюсь. Да и правительство отправить в отставку тоже нужны голоса. И выдвигать своих на ключевые посты можно только по согласованию с коалицией, которой нет. Губернаторы – по представлению Кабмина. С которым имеет место некоторый конфликт. То есть вот тебе вся ответственность и вся власть, но только использовать эту власть ты по факту нигде не можешь. Это чистые шахматы, а не настольный теннис, реакции и желания победить тут мало. Нужно просчитывать ходы на несколько шагов вперед и всегда знать, на кого из союзников ты сможешь опереться в критической ситуации.
В настоящий момент с союзниками у Зеленского явный дефицит. Можно, конечно, два месяца рассказывать людям, что президент хороший, но парламент и отставленный Кабмин ему мешают. Но люди ждут не оправданий, не жалоб, а результатов. Быстрых результатов. Правительство в отставке, Раду президент распустил – вот и карты в руки. Не справляешься? Ну так кто же виноват? Так что ситуация у Зеленского не самая приятная. Фактически ему приходится полагаться исключительно на добрую волю тех, с кем он обошелся не слишком хорошо. А «добрая воля» — не самая стабильная валюта в политике. И не только в украинской. Впрочем, ждать в этой ситуации осени и очередных выборов для Зеленского еще хуже. Тут уж второй сценарий будет использован на все сто процентов. А так есть шанс провести приличную фракцию просто по инерции президентских выборов…