До национализации в Привате проворачивали мошеннические «схемы». Выдавали кредиты связанным лицам, причем заведомо невозвратные кредиты. Выводили и «отмывали» деньги. Предоставляли «липовую» отчетность.
Все это происходило на протяжении 10 лет, а то и больше. Прямо под носом у регулятора. В результате таких махинаций банку был нанесен убыток $5,5 млрд.
По словам замглавы НБУ Катерины Рожковой, Нацбанк представил результаты расследования детективов Генпрокурору, международным партнерам и организациям. И ГПУ уже взяла их в работу для проведения уголовного производства.
Полученные от детективов факты государство использует в качестве доказательств и при рассмотрении иска ПриватБанка к бывшим собственникам, который в конце прошлого года был подан в Высокий суд Лондона. Рассмотрение дела уже началось. Цель тяжбы - вернуть деньги, которые были выведены из банка, и погасить невыполненные обязательства по рефинансированию.
Но и экс-собственники банка не дремлют. Они и связанные с ними компании успели подать к НБУ и Минфину несколько сотен исков, оспаривая законность национализации банка.
Что же последует за этим? И поможет ли отчет Kroll вернуть хотя бы часть потраченных на спасение Привата денег, взятых из кармана налогоплательщиков?
Юридическими последствиями обнародования результатов расследования могут стать возбуждение уголовных производств и их расследования правоохранительными органами, а также инициирование судебных исков и рассмотрение их в соответствующих судебных инстанциях.
Разные судебные процессы не будут препятствовать друг другу. Однако суд обязан приостановить производство по делу в случае объективной невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого в порядке конституционного производства, административного, гражданского, хозяйственного или уголовного судопроизводства, — до вступления законную силу судебного решения по другому делу.
Судебные решения украинских судов, вступившие в законную силу, являются обязательными к исполнению на территории Украины. В то же время решения иностранного суда признаются и исполняются в Украине только в случае, если их признание и исполнение предусмотрено международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, или по принципу взаимности. При этом законодательством предусмотрен ряд случаев, когда ходатайство о предоставлении разрешения на принудительное исполнение решения иностранного суда не удовлетворяется.