Каждое крупное событие становится ментальным маркером, производит новый водораздел в обществе в зависимости от отношения к нему. Иногда основная линия разреза проходит по старым политическим межам, но есть события, которые рассекают общество по-новому, разрушая былые союзы, превращая вчерашних единомышленников в лютых врагов.
Больше всего новых трещин возникает в стане либералов. В геологии есть термин – «трещиноватость горных пород», то есть склонность пород раскалываться на отдельные фрагменты. Либералы по этой характеристике ближе к известняку и песчанику, чем к базальту. Реформы Гайдара, ельцинский указ 1400, выборы 1996 года – все эти события раскалывали либеральный лагерь. Убийство НТВ откололо часть «правых» либералов из СПС, тех, кто предпочитал квалифицировать происшедшее не как уничтожение свободы слова, а как «спор хозяйствующих субъектов». События 08.08.08 могли отколоть от либералов националистов, но тут в дело вмешалась такая липкая и вязкая субстанция как «либеральная» тусовка, трещина была замазана, припудрена сверху, в итоге раскола не произошло и в событиях 2011-2012 года националисты участвовали вместе с либералами.
Крым создал тот водораздел, который и сегодня является главным, похоронив репутации многих деятелей культуры, «любимых стариков». В последнее время в стане бывших единомышленников, объединенных ненавистью к путинскому режиму, появились «разрез имени Греты», «трещина по линии харрасмента» и другие, более мелкие разломы…
Covid-19 в качестве фактора, раскалывающего общественное сознание, намного превосходит все факторы, перечисленные выше, включая даже такой мощнейший разделитель, как Крым. Крым разрезал общество на две неравные части. Covid-19 раскрошил его на маленькие фрагменты.
Одно из самых изумительных явлений, связанных с коронавиусом – это, несомненно, коронаскептики, которые в России составляют треть всей популяции. По данным опроса ВШЭ 23,2% россиян убеждены, что коронавирус – это выдумка «заинтересованных лиц», а еще 9,6% считают что опасность этой болезни сильно преувеличена.
Наибольший антропологический интерес вызывает вот эта группа размером в 23% населения. Это те, которые вот прямо сейчас (опрос завершился 26 мая) убеждены, что никакого коронавируса нет, что это «массовая мистификация», «тотальное зомбирование», а также «мастерское манипулирование» со стороны «мировой закулисы», которому оказались подвержены миллиарды людей. Цитаты взяты из моей ленты в фейсбуке.
Коронаскептик невозмутим и ироничен. Его совершенно невозможно убедить аргументами, фактами или цифрами. На нем броня истинного зрения, способного видеть истину непосредственно, поверх жалкой эмпирики и сквозь обманчивые облака информации, источниками которой являются лживые СМИ – будете спорить, что СМИ всегда врут? -, продажные эксперты – вы знаете хоть одного честного эксперта? – и тупые члены «секты свидетелей коронавируса».
Пандемия породила особую ветвь власти – медицинскую. На глобальном уровне – это ВОЗ. Тут разговор нужен особый, неторопливый и, по возможности, хотя это и трудно, без мата и угроз физического насилия. Такой разговор требует отдельной статьи. А вот на национальном уровне о медицинской ветви власти можно сказать прямо тут. Главный представитель коронавируса в России – «доктор» Мясников – существо уникальное. Амплуа злобного клоуна-убийцы, словно сошедшего с голливудских фильмов, в российском медиа пространстве осваивали многие, от Ж. до Соловьева.
«Доктор» Мясников в настоящий момент – абсолютный лидер в этом жанре. Врач – коронаскептик, заявлявший , что вся эта напасть придумана, что она кончится к середине
апреля, что «кто должен умереть, тот и умрет», а в день, когда был отмечена рекордная смертность, сообщивший, что «ковид – все, уже уходит, насосался крови и устал» - такой врач в любом случае поражает воображение, а уж в статусе «главного по пандемии» заставляет застыть в безмолвном изумлении.
Беда, когда коронаскептик оказывается во главе государства. Во всех трех странах, лидирующих по числу жертв пандемии, во главе стоят люди, чей мозг был поражен коронаскептицизмом разной степени тяжести.
Бразилия – второе место с 0,5 млн зараженных (по оценкам экспертов намного больше – 3,7 млн) и 29 тыс умерших. Президент – Жаир Болсонару – оголтелый коронаскептик. Коронавирус – это «легкий грипп». Никакого карантина. Всем – работать. В разгар пандемии издает указ о возобновлении работы салонов красоты и спортивных залов.
США – формально лидер по числу жертв: 1,81 млн зараженных и 105 тыс смертей. Опять-таки, по мнению ряда экспертов, лидерство по зараженным уже перешло к Бразилии, по смертям США вне конкуренции. Коронаскептицизм Трампа невнятен, переменчив и плохо артикулирован, как и все, что говорит этот человек, если дело не касается демократов или Путина. В первом случае – вполне разборчивый негатив, во втором случае не менее отчетливый позитив. И тем не менее, установка на преуменьшение опасности и на противодействие карантинным мерам со стороны президента США сыграла свою роль.
Сколько из этих 105 тысяч мертвецов на совести Трампа сказать сложно. Как и ответить на вопрос почему самая мощная страна мира вот только что совершившая очередной прорыв в космос выбирает себе президентом крайне ограниченного, самоуверенного жлоба…
Коронаскептицизм Бориса Джонсона длился непродолжительный период и закончился еще до того, как премьер сам оказался на больничной койке. Британия в кратчайшие сроки перестроилась на режим карантина, гражданское общество включилось на полную мощность, возникло массовое волонтерское движение. И, тем не менее, время было упущено, и Великобритания сейчас лидирует по смертям от ковида в Европе и занимает второе место в мире. Очевидно, что свою роль тут сыграло и краткосрочное поражение коронаскептицизмом мозга Бориса Джонсона…
Вернемся в Россию. К сожалению, не располагаю данными исследований, позволяющими сравнить долю коронаскептиков по разным странам, но, полагаю, что 23% россиян, полностью отрицающих существование коронавируса – это, если и не рекорд, то близко к этому. Одной из главных причин такого распространения безумия является то, что скептицизм и полное отрицание – это не столько реакция на сам вирус, который, подобно радиации невидим, а отклик на вполне осязаемые действия властей, прежде всего столичных.
Последние распоряжения Собянина, касающиеся «расписания очередности прогуливающихся домов» достойны пера Салтыкова-Щедрина. Найти хоть какое-то здравое зерно тут абсолютно невозможно. Почему гулять можно только до 21:00? Какие гипотезы? Вирус любит темное время суток и устроит в темноте охоту на москвичей? Почему утром нельзя гулять, а можно заниматься спортом? Как надзиратели собираются отличать пенсионера гуляющего и делающего дыхательную гимнастику от пенсионера, делающего во время прогулки упражнения для кистей рук? А главное, есть ли хоть какая-то тень смысла в этих ограничениях? Уже все специалисты сказали, что маски на улицах – это глупость и прямой вред здоровью, а в собянинских инструкциях эта чушь есть. Перечень административной дури столичного гауляйтера можно продолжать бесконечно. У людей это вызывает законное возмущение и категорическое отрицание, которые переползают на саму первопричину – на коронавирус.
Таковы особенности смутного, нерасчлененного сознания. Меры по противодействию пандемии дурацкие, вредные, очень сильно мешающие жить и выдуманные глупым и злонамеренным начальством для того чтобы навредить простому народу – значит и сама эта пандемия - выдумка начальства для причинения вреда людям. Отделить реально существующий крайне опасный вирус от абсурдных мер противодействия ему мозг ковидоотрицателя, измученный изоляцией, вынужденным бездельем и наступающим (или уже наступившим) безденежьем, не в состоянии.
Особая категория коронаскептиков – идеологи и знаменосцы этого безумия. Например, Альфред Кох, который 24.05.2020 написал текст, фактически являющийся манифестом коронаскептицизма. Оказывается, нет ни малейшей причины, ни малейшего разумного объяснения тому, что во всем мире «власти сами ввергают экономику в тяжелейшую рецессию, ограничивают наши свободы, ломают весь образ жизни...».
Альфред Кох, оказывается, долго думал над причинами этого массового безумия. И знаете, к какому выводу он пришел? Никогда не догадаетесь! Оказывается, «люди хотят карантина, хотят экономического спада, хотят чтобы власти отняли у них их права, заперли их покрепче, чтобы тратились огромные деньги, чтобы банкротились бизнесы и т.д.». Конец цитаты. А дальше в манифесте Коха события развиваются так: «и этого достаточно, чтобы власти продолжали резвиться и тратить триллионы долларов, евро и рублей на бессмысленные и даже вредные прожекты...».
То есть, дело было так. Люди во всем мире вдруг одномоментно сошли с ума и захотели резко ухудшить свою жизнь. Ну, а властям ничего другого не оставалось, как пойти им навстречу.
Есть простой способ верифицировать текст, то есть понять, чушь человек написал или правду. Когда речь идет обо всем человечестве, это сделать не всегда легко: кто его знает, что там в головах 7,7 миллиардов. Можно облегчить себе задачу: сравнить то, что описано в тексте со своим окружением. Например, человек рисует такую картину мира: «в последнее время у людей во всем мире вдруг стали вырастать дополнительные шесть ног, а руки превратились в плавники…». Для того, чтобы верифицировать этот текст совершенно не обязательно выяснять, не произошли ли эти чудеса с жителями Люксембурга и Австралии. Достаточно взглянуть на свое окружение и свериться со здравым смыслом, чтобы понять, что автор написал глупость. В случае с Альфредом Кохом, чушь очевидна. Поскольку никто, ни из многочисленной аудитории Коха, ни из моей аудитории, не столь многочисленной, но, тем не менее, немалой, ни до пандемии ни в период ее наступления не делал никаких публичных заявлений с требованиями ухудшить качество своей жизни. То есть, ничего из описанного Кохом в реальности не происходило а весь его манифест – обычная чушь, высосанная из пальца.
И, тем не менее, под манифестом, в котором содержится очевидная чушь, более 4 тысяч лайков и масса восторженных комментариев. Причина очевидна: людям смертельно надоели ограничения, которые, к тому же, в России вполне абсурдны (Кох пишет на русском). Поэтому бредовый текст Коха лег на раздраженные карантином сердца так же, как сто лет назад на раздраженные войной и невзгодами сердца людей легли не менее бредовые лозунги большевиков…
Коронавирус – прекрасный проявитель, который срывает маски, смывает грим и показывает истинную суть людей. «Железный диктатор», «брутальный мачо с желвачками», грозящий всему миру ядерной заточкой вдруг оказался полубезумным стариком, забившимся в бункере, играющим сам с собой в солдатики и способным максимум на неприцельный бросок авторучки. Поправьте меня, если ошибаюсь, но вроде в мире больше нет глав государств, которые подобно Путину в условиях пандемии столь явно демонстрировали бы полное безразличие к нуждам людей и отдавали бы предпочтение каким-то парадам, шествиям и голосованиям, которые во всей 140-миллионной стране интересуют его одного.
А еще на фоне вируса очень отчетливо проступает подлость. Невероятная концентрация глупых и подлых текстов во время карантина в социальных сетях требует отдельного анализа. Про запутинцев и крымнашевцев речи нет, там уровень глупости и подлости повышается неуклонно и не вирус породил эту тенденцию. Из антипутинцев опять отличился Аркадий Бабченко. Из общей кучи гадости, написанной им в последнее время, отмечу два текста. Один – в котором облил грязью российских врачей, которые, как стало известно Бабченко из его европейского далека, оказывается, отличаются тем, что предают свою профессию. Я этот текст прочитал лежа в больнице, где вблизи наблюдал ежедневный подвиг медиков, из которых большинство уже заразились и переболели, а некоторые прошли через реанимацию. В другом тексте Бабченко хихикает над Азаром и другими российскими журналистами, которые выходят на пикеты протеста. Героически сбежавшему сначала из России, затем из Украины Бабченко очень смешны люди которые в сегодняшних московских условиях цифрового концлагеря пытаются протестовать и получают сроки ареста, который почти наверняка может обернуться заражением смертельной болезнью…
Этот текст можно было бы считать одой коронавирусу, который позволяет проявляться в людях тому, что было скрыто в обычной жизни. Это могло бы принести определенную пользу, если бы не одно обстоятельство. Пандемия пройдет, и 99,99% людей забудут ее уроки. Снова проголосуют за Трампа и Болносару. По-прежнему станут восхищаться мудростью Коха и беспримерным мужеством Бабченко. Впрочем, какие-то изменения произойдут. Те многочисленные трещины и разломы в общественном сознании, которые произвел вирус, никуда не денутся. Возникнут новые спайки, общности и человеческие союзы. И это переформатирование общественного сознания может дать шанс на перемены. Не обязательно к лучшему, но тут уж как пойдет…
Блог Игоря Яковенко