Реакция российских властей на отравление Литвиненко и Скрипаля

Реакция российских властей на отравление Литвиненко и Скрипаля

Реакция российских властей на отравление в английском Солсбери экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля сильно отличается от их реакции на убийство в Лондоне бывшего подполковника ФСБ Александра Литвиненко в 2006 году. Что и как говорили официальные лица 11 лет назад и сейчас.

Встреча Литвиненко с предпринимателем Андреем Луговым и Дмитрием Ковтуном, во время которой он, предположительно, и был отравлен полонием-210, произошла 1 ноября 2006 года. О том, что бежавший из России экс-подполковник спецслужб после встречи попал в больницу, пресса узнала лишь через полторы недели.

Всё то время, что Литвиненко находился больнице, до самой смерти 23 ноября, сообщения о российском следе появлялись, в основном, в британской прессе. После смерти Литвиненко власти Британии официально обратились к России с просьбой предоставить любую информацию, которая могла бы помочь Скотленд-Ярду в расследовании. Как и в случае со Скрипалем, в Лондоне собрался чрезвычайный комитет COBRA.

Теперь же британский премьер Тереза Мэй спустя всего полторы недели после того, как Скрипаль и его дочь Юлия были найдены в Солсбери в бессознательном состоянии, заявила, что за его отравлением "с высокой вероятностью" стоит Россия. "Либо это было прямое действие российского правительства против нашей страны, либо российское правительство потеряло контроль над распространением потенциально катастрофически опасного нервного токсина, и он попал в чужие руки", - заявила Мэй и дала России сутки для объяснений.

На следующий день после смерти Литвиненко президент России Владимир Путин назвал случившееся трагедией и выразил соболезнования родным и близким.

МИД России после гибели Литвиненко в своих заявлениях в первую очередь концентрировался на готовности сотрудничать с британскими властями в расследовании случившегося. В случае со Скрипалем и глава ведомства Сергей Лавров, и его официальный представитель Мария Захарова сразу увидели в случившемся нагнетание "антироссийской кампании".

Российская генпрокуратура 7 декабря 2006 года возбудила уголовное дело по факту убийства в Лондоне россиянина Александра Литвиненко и покушения на убийство бизнесмена Дмитрия Ковтуна (наряду с Андреем Луговым, британские следователи считают его одним из главных подозреваемых в отравлении политэмигранта). В России следствие тогда поручили управлению по расследованию особо важных дел.

О том, лишился ли Скрипаль российского гражданства после переезда в Британию, не сообщалось. Наличие российского гражданства у его дочери, Юлии, подтвердил 13 марта глава МИД Сергей Лавров. Однако о начале расследования по факту их отравления российские правоохранительные органы не объявляли.

Андрей Луговой, которого британский суд по итогам дознания назвал вероятным исполнителем убийства Литвиненко, впоследствии много общался с прессой, давал комментарии и публично выражал сомнение в том, что бывший подполковник ФСБ мог упоминать его в связи со своим отравлением. В деле Скрипаля имена не названы, но Луговой и в этом случае раздает комментарии и высказывает сомнения в обоснованности обвинений России.