Сегодня парламент принял президентский законопроект о перезагрузке ГБР, предусматривающий увольнение директора ведомства Романа Трубы и его заместителей. Соответствующая поправка была внесена депутатом Коломойского Батенко после того, как в Офисе президента узнали о публикации записей прослушки кабинета директора ГБР. Трубу решили уволить, потому что он стал токсичным не только для Богдана, но и лично для президента. Содержание записей свидетельствовало о том, что открытие и расследование наиболее резонансных производств ГБР в ручном режиме осуществлялось главой Офиса президента Богданом, его заместителем Смирновым и лично Зеленским.
Эти записи были опубликованы в телеграм-канале «Трубу прорвало». Сегодня, за несколько часов до голосования, на канале появилась новая порция записей разговоров великолепного директора ГБР. Среди прочих бесед опубликован трек «Нафта для Бені». На записи помощник Трубы говорит с шефом, что нужно немедленно закрыть дело против сотрудников ГФС, которые проводили обыски в Николаевском порту. На том основании, что ГФС действует в интересах Коломойского. Помощник Трубы рассказывает о том, что звонил и.о. директора Николаевского управления ГБР и требовал от нее уволить следователя, который стал на дороге у Коломойского.
«Вы что там, охерели? Передайте этому п..су, что его уволят! Вы даже себя не понимаете, во что вы влезли!». Затем Труба с помощником смотрят некий сюжет «1+1». В ходе просмотра помощник рассказывает Трубе, что не лезть ГБР в это дело просил Богдан, «которому звонил лично Беня». «Я зашлю ему (Богдану) постанову, - делится помощник планами с шефом, -потом скажу, что это Роман все решил. И еще Беня будет должен Роману».
Мы проанализировали даты и события, которые фигурируют в записи. И утверждаем, что речь идет о расследовании ГФС против компании «Трейд коммодити». О двух ее арестованных танкерах с маслом, предназначенным для производства левого дизеля. А также о действиях николаевского управления ГБР, в которое, похоже, «Трейд коммодити» занесло настолько основательно, что николаевские агенты завели дело против сотрудников ГФС и героически отбили у них арестованное масло. Правда, потом, после звонка Богдана, Труба понял, что николаевское масло – это того, кого надо масло, и ГБР поспешно замяло дело.
Остановимся на этом эпизоде, потому что он иллюстрирует, что сегодня происходит в Украине. Так сказать, модель 1:43. Итак, скандальная фирма «Трейд Коммодити», которой владеют не менее одиозные бизнесмены – Грановский и Адамовский. Скандальность фирмы в том, что в разное время ее доля в дизельных тендерах «Укрзализныци» и Минобороны была от трети до половины, и даже выше. А секрет такой впечатляющей, но не совсем законной востребованности компании был в том, что она предлагала более низкую цену на тендерах, а затем поднимала ее через дополнительные соглашения.
Второй составляющей успеха «Трейд коммодити» были действительно низкие затраты на топливо. Дешевизна топлива «Трейд коммодити» объяснялась тем, что дизель был не совсем дизелем. А смесью авиационного керосина и базового масла. Делался этот коктейль, конечно, для экономии. Если импортировать дизель, то пошлина на него аж 140 евро за тонну. А вот если импортировать авиационный керосин – то пошлина в 7 раз меньше, 21 евро. А на базовое масло и вовсе акциза нет. В Николаевском порту смешивались ингредиенты и получался керодизель. Топливо будущего, на котором ездят украинские танки и тепловозы. В зависимости от плотности конечного продукта расчетная стоимость литра такой смеси может быть на 1,65 грн/л ниже цены обычного дизельного топлива. С таким зазором можно идти на любой тендер и честно его выигрывать. Поломки двигателей? А вы докажите.
Дело «Трейд коммодити» расследовало НАБУ еще с 2017 года, периодически заявляя, что доказательств предостаточно, и следствие на финишной прямой. Президентом стал Зеленский, и все ожидали, что сейчас со скандальной компанией разберутся. И действительно, разобрались. Но по-своему.
Восстановим хронологию событий. Запись из кабинета Трубы датируется 1 июля. Что предшествовало этому разговору? 27 мая ГФС арестовала два танкера с маслом, которые пришли в Николаев с одной из компаний из орбиты «Трейд коммодити». Через месяц, 27 июня, сотрудники налоговой милиции Днепропетровского областного управления ГФС провели обыски на территории таможенного склада, где находилось арестованное масло в рамках расследования днепропетровской прокуратуры, начатого по факту нецелевого использования авиационного керосина и масла. На эти обыски в спешном порядке прибыла группа из николаевского управления ГБР, которая открыла дело против налоговиков и отбила масло.
Скандал получился громкий. Но тогда, на фоне оплаченной «Трейд коммодити» кампании в СМИ о «наезде налоговиков на честный бизнес» и действий тогда еще не совсем дискредитированного ГБР в их защиту, никто не мог толком понять, что происходит. Что за действиями ГФС стоит игра Коломойского, обращающего Грановского в своего вассала. А местный филиал ГБР просто отрабатывает щедрый занос.
Об этом инциденте в Николаевском порту и ведут речь 1 июля Труба с помощником, который сообщает шефу, что следователи ГБР вручали повестки налоговикам прямо во время обысков на складе. Разговор Трубы с помощником был как раз в разгар операции Игоря Валерьевича. Который параллельно с действиями ГФС против «Трейд коммодити», открыл брандспойты своего верного «1+1». Первые два материала, посвященные ситуации в порту, были обнародованы в вечернем эфире ТСН 29 июня и 1 июля, последний — в программе «Гроши» 8 июля. В сюжетах рассказывается, что поставки шли на фиктивные компании, что «Трейд Коммодити» пыталась вывести масло из-под ареста, что поставляли некачественное топливо для Минобороны и «Укрзализныци» и уклонялись от уплаты налогов. Короче, что нехарактерно для «1+1» - рассказывается правда.
Так что рекомендованный Богданом сюжет, который смотрят Труба с помощником на записях – это либо сюжет от 29 июня, что скорее всего, либо сюжет от 1 июля. Совпадение этих дат и событий, к слову, указывает, что обнародованные пленки – подлинные, и никто там ничего не компилировал. Хотя бы потому, что необходимости не было. Фигуранты сами на себя дают детальные показания.
Но что же было дальше? Преступный клубок, ведущий к Грановскому и Адамовскому, был героически распутан налоговиками и прокурорами при поддержке честных журналистов-расследователей с "1+1?". Зачем так примитивно? Украинская политика куда интересней. Спустя пару недель после выхода последнего разоблачающего сюжета на «Плюсах», в том же июле, в отношениях Коломойского и «Трейд Коммодити» наступает совет да любовь. И ”Укртатнафта” Коломойского начинает отгрузки бензинов специального назначения для мини-НПЗ группы “Трейд Коммодити” в Каменском.
Ничего личного – просто бизнес, который можно по-прежнему вести, но уже – на условиях Игоря Валерьевича. И поэтому компании из орбиты “Трейд Коммодити” (например, “Торум”) продолжают выигрывать тендеры Минобороны. И выигрывает (или проигрывает) согласованно с компаниями «Привата», участвующими в этих же тендерах. И поэтому ГБР пишет подозрения Порошенко, задерживает Пашинского, проводит обыски у Зверобой, а про Грановского – никто не вспоминает.
Вовремя предать – не предать, а предвидеть. Фундамент для своей новой крыши Грановский начал готовить, когда понял, что выигрывает Зеленский, как минимум, еще в апреле этого года, ведя переговоры с Коломойским. А из БПП вышел в мае, после личного визита Коломойского. Ну а окончательно договор «доля в бизнесе в обмен на неприкосновенность» был, видимо, заключен в июле, когда началось сотрудничество «Трейд коммодити» и «Укртатнафты».
Эта маленькая история, дорогие избиратели Зеленского, показывает вам, что с коррупционными схемами и темами никто и никогда из дружной и монолитной команды президента бороться не собирался. Темы и схемы хотели только возглавить, а не побеждать. И получить иммунитет от новой власти тоже очень просто: нужно просто отдать ей долю малую или большую в незаконном, а можно и в законном бизнесе. Как и предупреждал Владимир Александрович Зеленский в ходе предвыборной кампании – сильные будут заботиться.