России – санкции, Украине – поддержка? Игорь Айзенберг – о сценариях внешней политики США при Трампе и Байдене

России – санкции, Украине – поддержка? Игорь Айзенберг – о сценариях внешней политики США при Трампе и Байдене

В США продолжаются подсчеты голосов на президентских выборах. По состоянию на 6 ноября с небольшим отрывом лидирует бывший вице-президент и кандидат от демократов Джо Байден. Действующий глава государства Дональд Трамп все еще сохраняет шансы на победу, и, по всей видимости, подведение окончательных итогов может занять не одну неделю.

О том, что может значить победа того или иного кандидата для взаимоотношений США с Россией и с Украиной, а также для перспектив деоккупации Крыма, ведущий Андрей Гевко специально для Радио Крым.Реалии обсудил с профессором Нью-Йоркского университета Игорем Айзенбергом.

– Опросы пророчили Джо Байдену уверенную победу, но мы видим, что его преимущество оказалось далеко не таким большим. Удивил ли вас ход голосования, Игорь?

– Нет, потому что страна очень сильно разделена в последние четыре года, при правлении Трампа. Большинство не воспринимает его как президента, но меньшинство, которое его поддерживает, довольно многочисленное и отличается лишь на несколько процентов.

– Сторонники Трампа обвиняют демократов в сильном левом уклоне, чуть ли не в попытке построить социализм в США. Насколько это оправданно, по-вашему?

– Это крайне упрощенное представление со стороны республиканской партии. Нельзя говорить, что все демократы левые. В партии есть так называемое прогрессивное течение, но его идеологию разделяют, возможно, лишь около трети демократов. Это скорее социал-демократические идеи, а не левые. Смешно, когда их сторонников называют чуть ли не коммунистами.

– Стоит ли после этих выборов ожидать какого-либо изменения внешней политики США, в том числе в отношении Украины?
– Действительно, внешнюю политику страны определяет президент, но и Конгресс имеет существенное влияние на нее. Он принимает законы, которые администрация должна исполнять. Например, конгрессмены могут вписать в закон об оборонном бюджете определенные политические пункты, и Белый дом от этого никуда не денется. Тем не менее от личности президента будет очень многое зависеть, а имя победителя выборов мы вряд ли узнаем сегодня или завтра. Выборщики от штатов соберутся только 14 декабря, и если у Байдена даже будут минимально необходимые для победы 270 голосов, то еще неизвестно, чем закончится голосование на практике. Если у него и у Трампа окажется поровну по 269 голосов, то выборы перенесутся в Палату представителей, то есть в Конгресс.
– Будет ли Байден поддерживать такую линию в случае победы?

– Да, и даже если при нем большинство в Сенате останется республиканским, то можно рассчитывать, что в этом плане американская внешняя политика останется традиционной. Я не думаю, что у республиканцев будут противоречия с Байденом относительно проамериканских действий на международной арене. При президенте Байдене политика США по отношению к России будет довольно жесткой, ведь демократы всегда ставили в приоритет права человека в мире. Плюс Байден никогда не сможет смириться с доказанным российским вмешательством в американские выборы в 2016 году. Он обещал, что Россию накажут за это, и потому ее, на мой взгляд, ожидает продолжение международной изоляции.

– И, соответственно, поддерживать Киев?

– Дело не в том, что у Вашингтона есть какое-то особое отношение к Украине, просто это по-американски – помогать другим народам в стремлении к свободе. Так или иначе, большая часть американского политикума в целом и далее будет поддерживать Украину в плане деоккупации Крыма и отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Андрей Гевко