«Если бы не было событий в Украине и незаконной аннексии Крыма Россией, не было бы необходимости укреплять восточный фланг НАТО». Эти слова генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, сказанные накануне заседания совета НАТО – Россия, абсолютно четко отражают реальность, с которой пришлось столкнуться Североатлантическому альянсу после российской агрессии.
В России не хотят ни слышать, ни понимать этого простого вывода. Российские чиновники и пропагандисты постоянно обвиняют НАТО в том, что эта организация «нарушает паритет», приближается к российским границам, подвергает ревизии Основополагающий акт Россия – НАТО, подписанный еще в 1997 году, когда мало кто на Западе предполагал, в какого монстра превратится руководство в Кремле.
Но на самом деле именно Россия своей аннексией Крыма нарушила международное право и напугала соседей. Именно Россия продемонстрировала, что предпочитает силой добиваться своих целей. Именно Россия отказалась от собственных международных и двусторонних обязательств. Именно президент России, неоднократно – в том числе и после победы Революции Достоинства – уверявший мир в том, что Москва не претендует на Крым и любую другую украинскую территорию, изменил свое мнение буквально за считанные часы. А вслед за ним изменили мнение и все остальные – министры, депутаты, обычные граждане. И что самое отвратительное – конституционные судьи, эти проституированные «стражи» Основного закона.
Россия не может договориться с Западом именно потому, что нарушила фундаментальные принципы поведения, принятые в современном мире. Нарушила именно в Крыму – а не где-либо еще. И отчаянно не хочет этого замечать, продолжая уверять окружающих, что мир рано или поздно смирится с аннексией. Какая разница, что говорит генеральный секретарь НАТО? Какое значение имеет, какие решения принимает саммит Альянса? Что толку оттого, что совет Россия – НАТО завершается без последствий? Подумаешь!
Толк есть. Рано или поздно России придется возвращаться в цивилизованный мир. И это возвращение начнется с отказа от Крыма.
Теперь мы знаем, где спрятана «кащеева смерть».
Виталий Портников