Страны ОПЕК+ на переговорах в субботу, 6 июня, согласовали пролонгацию сделки по ограничению добычи, которую заключили в апреле на фоне обвала цен.
20 крупнейших экспортеров «черного золота» продлят еще на месяц максимальные квоты на сокращение поставок, качая почти на 10 млн баррелей в день меньше, чем в начале года.
Изначальная сделка предполагала, что уже с июля ОПЕК+ начнет увеличивать добычу - на 1,7 млн баррелей в сутки, в том числе 500 тысяч баррелей добавит Россия.
В Москве планировали следовать этому сценарию, но против выступила Саудовская Аравия, предложившая продлить соглашение в нынешнем виде до конца года и пригрозившая, что вернется к политике скидок, если Россия не пойдет на уступки. Наученный горьким опытом ценовой войны, Кремль не стал перечить саудитам, но добился компромиссного варианта: максимальные квоты действуют еще один месяц (до начала августа), а заседания мониторингового комитета ОПЕК+ переводятся в ежемесячный режим. Уже 18 июня делегаты вновь обсудят ситуацию на рынке и примут решение, можно ли увеличить поставки.
Хотя ключевые участники - Москва и Эр-Рияд - достигли договоренностей, переговоры обернулись скандалом, когда выяснилось, что лишь 11 из 20 стран полностью выполнили свои квоты. Ирак в мае качал на 600 тысяч баррелей в сутки больше, чем требовалось, Ангола - на 160 тысяч, Казахстан - на 200 тысяч, Нигерия - на 60 тысяч, Конго и Бруней не сократили ни барреля добычи, а Судан и Габон даже увеличили производство.
«Никому не позволят пользоваться бесплатным проездом на этот раз, все должны сокращать», - возмущался один из делегатов ОПЕК. В коммюнике, одобренном в субботу, говорится, что страны, провалившие свои квоты, будут обязаны перенести их выполнение на последующие месяцы - июль, август и сентябрь. Иными словами, когда другие участники ОПЕК+ получат возможность нарастить поставки, «нарушителям» придется держать добычу на прежних уровнях.
Ситуация, в которой оказался рынок нефти, является «беспрецедентной», заявил в ходе видеоконференции министр энергетики Алжира Мухаммед Аркаб: за полгода добыча превысила потребление на 1,5 миллиарда баррелей - это «излишки», которые осели в хранилищах и которые остаются «навесом» над рынком даже в условиях, когда спрос начал расти.
Рынок нефти остается «хрупким», констатировал представлявший Россию глава Минэнерго Александр Новак. «Требуется исполнение соглашения всеми участниками», - добавил он.
РФ по итогам мая сократила добычу до 8,59 млн баррелей в сутки, что на 2,6 млн баррелей ниже уровней начала года. Саудовская Аравия качала 8,49 млн баррелей в день - на 1,4 млн меньше, чем в первом квартале.
Спрос на нефть в мире остается примерно на 5 млн баррелей в день ниже, чем был до коронавирусного кризиса: тем не менее, с учетом сокращения добычи ОПЕК+, США, Канадой и Бразилией рынок во втором полугодии станет дефицитным, прогнозирует Rystad Energy: добыча будет меньше спроса на 5-6 млн баррелей в сутки.
Этого, впрочем, слишком мало, чтобы быстро ликвидировать все «излишки» в хранилищах. «Даже по консервативным оценкам, подразумевающим восстановление спроса и приверженность ОПЕК более глубоким сокращениям, на то, чтобы отыграть назад рост запасов, потребуется время до середины следующего года», - говорит Гарри Чилингирян, главный стратег по сырьевым рынкам BNP Paribas.
Чем выше забираются цены - тем больше будет соблазна наращивать добычу и тем выше риски новых трений между Россией и саудитами, говорит вице-президент IHS Markit Виктор Шум.
«Крупнейшие экспортеры нефти из ОПЕК+ не хотят цены ниже 30 долларов за баррель, но консенсуса относительного того, насколько высоко их нужно поднимать, по всей видимости, нет», - рассуждает он: как только цены на физическом рынке выйдут в диапазон 40-50 долларов за бочку, разногласия Москвы и Эр-Рияда могут проявиться вновь.
Власти CША полагаются на то, что нефтедобывающие страны не станут возвращаться к политике, которая могла бы помешать быстрому восстановлению мировой экономики, заявил на брифинге в субботу представитель американской администрации высокого ранга.
«Лидерство президента Трампа играло неотъемлемую роль для стабилизации нефтяных рынков, когда коронавирус привел к закрытию мировой экономики в апреле, - цитирует чиновника ТАСС. - Соединенные Штаты остаются привержены открытой, конкурентной и прозрачной международной торговле в сфере энергетики, которая основывается на принципах свободного рынка. Мы полагаемся на то, что остальные крупные нефтедобывающие страны не станут возвращаться к политике, которая помешает организованному и быстрому восстановлению после этой беспрецедентной ситуации в мировой экономике».