Россия «постобнуленческая»: маятник качнулся

Россия «постобнуленческая»: маятник качнулся

«Прошло совсем немного времени с момента плебисцита по внесению поправок в Конституцию России, а страна уже поменялась. Возникает ощущение, что кланы, контролирующие власть в стране, ждали только отмашки, чтобы начать новый передел всего, чего только можно. Начиная от влияния и заканчивая собственностью, которая в российских реалиях совершенно не священна», — пишет Ритас Витаутас в издании UDF.BY.

А что же Путин, не опасно ли для него, как минимум, возвращение 90-х? Конечно нет. Ведь пока элиты дерутся между собой, за свой «обнуленный» трон можно совершенно не беспокоиться. Более того, ему крайне выгодно, чтобы народ от происходящего не просто испугался, а ужаснулся и…замолчал.

Так что же происходит?

Сафронов

Бывший журналист «Коммерсанта», занимающий пост советника главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина, Иван Сафронов был задержан утром 7 июля, а позже стало известно, что ФСБ РФ возбудила в отношении него уголовное дело по статье «госизмена», между прочим со сроком до 20 лет заключения.

Откровенно говоря, подобное «дело» в любой стране, имеющей справедливое правосудие, рассыпалось бы в тот же день. Но это же Россия и потому Лефортовский суд Москвы арестовал его ровно на тот срок, который запросило следствие — 2 месяца.

Что интересно, заседание суда прошло в закрытом порядке, несмотря на то, что в деле пока нет материалов с грифом «секретно» и, судя по всему, они и не появятся, так как «Роскомос» уже сообщил, что подозреваемый доступа к таким данным не имел.

Кстати, в связи с этим вызывают сомнения обвинения ФСБ о том, что советник Рогозина собирал и передавал представителю спецслужб Чехии сведения о военно-техническом сотрудничестве, обороне и безопасности России, составляющие гостайну. Сафронов, кстати, все это отрицает.

Тогда в чем суть вопроса?

Невозможно не согласиться с опросом The Insider в среде журналистов и юристов по данному поводу, которые были едины во мнении: «Все, кто пишет на тему обороны и безопасности РФ, рискуют сесть за госизмену».

Действительно, ситуация с гостайной в РФ доведена до абсурда, и даже невольно «выдать» какой-либо секрет в материале, который полностью подготовлен на основе СМИ, весьма просто.

Чем закончится «шитое белыми нитками» дело – пока непонятно, но происходящее является первым сигналом новых реалий: думайте, что пишите, говорите и делаете, иначе…

Фургал

В принципе, арестом российского губернатора уже никого не удивишь. В построенной в стране системе есть за что сажать большинство из них, если не всех. Уже сидят экс-губернатор Сахалина Хорошавин, экс-мэр Владивостока Пушкарёв, можно также вспомнить Вячеслава Гейзера и Никиту Белых. Список реально очень длинный.

Но даже на этом фоне задержание губернатора Хабаровского края Серея Фургала выглядит необычным как по жесткости, так и по обвинению, в заказных убийствах пятнадцатилетней давности.

Казалось бы, с людьми, пришедшими во власть после 90-х, все понятно: у всех, включая сидящих в Кремле, такое количество «скелетов в шкафу» хранится, что любой дракон позавидует и на них уже все привыкли смотреть сквозь пальцы. Значит – дело не в этом, тогда в чем?

Это последовательное избавление от несогласованных с Центром губернаторов. И устранение от власти Фургала — это не единственный прецедент. Достаточно вспомнить добровольную отставку с поста губернатора Иркутской области коммуниста Сергея Левченко в конце 2019 года, после которой из несогласованных глав регионов остается, пожалуй, только губернатор Хакасии Валентин Коновалов.

Этажом ниже

Арест Фургала – это только вершина айсберга, ведь нечто подобное происходит по всей стране. На низовом уровне российские силовики вообще «разошлись» не на шутку.

У задержанного в Москве издателя «Медиазоны» и участника группы Pussy Riot Петра Верзилова проводят бесконечные обыски, ставя мировые рекорды по данному показателю. Пока известно о 8, но это не точно, поскольку «счетчик» постоянно обновляется.

За что был задержан Верзилов? Не поверите, по статье о неуведомлении о втором гражданстве. И это в России, где почти все чиновники имеют его или вид на жительство в какой-нибудь «тихой» стране.

Был также произведен обыск у столичного муниципального депутата Юлии Галяминой, что связывается с делом «ЮКОСа». Здесь, правда, есть некоторая проблема, когда происходили события с компанией Ходарковского, она, в силу своего возраста, училась в Российском государственном гуманитарном университете, а потом, аж до 2006 года, когда с «ЮКОСом» в общем-то уже было все закончено, писала и защищала диссертацию. Так что очевидно: она «не при делах», но, думается, «силовики» и здесь могут что-нибудь придумать.

Кстати, и это еще на самое смешное, по тому же делу проводили обыск у жены оппозиционера Константина Янкаускаса Ольги, которая на момент событий с компанией Ходорковского вообще ходила в 6-й класс школы.

Девятого июля Следственный комитет РФ пришёл также с обысками по адресам активистов движения «Открытая Россия», которое связано с общественной кампанией «НЕТ!». Ее представители агитировали против принятия путинских поправок в Основной Закон РФ. Среди задержанных оказался координатор кампании Андрей Пивоваров, хорошо известный в Петербурге своей оппозиционной деятельностью и организацией масс.

Таких примеров можно привести множество, описывать их просто не хватит никакого места. Важен сам факт – по всей стране, по команде начались обыски, аресты и задержания неугодных или несогласных, что демонстрирует третий сигнал: отныне чувствовать в безопасности себя не может никто, какой бы пост ты не занимал или имел медийную известность.

Кстати, с простым народом поступают совсем жестко, а самый вопиющий пример: история 17-летнего подростка из Улан-Удэ, которого после задержания трое сотрудников угрозыска избивали, унижали и насиловали, разорвав ему прямую кишку.

Кроме «интересных» мыслей об уровне полицейских кадров в России, сам факт «позволения» медийной раскрутки данного дела говорит о многом: простой человек все это должен примерить на себя и ужаснуться, это – еще один сигнал: «пощады не будет, рассчитывайте на запредельную жестокость».

ФСБ-ГРУ

По всей России началось синхронное «закручивание гаек», пока в «пробном варианте», но уже в ближайшее время можно ожидать усиления процесса, во главе которого станут не просто аморфные силовики, а наиболее проверенные кадры – ФСБ и это уже находит свое проявление. В чем же?

Во-первых, дело Сафронова имеет «двойное» дно, так как кроме очевидно бредового обвинения, оно само по себе удар даже не по возможно уже «списанному», в первую очередь из-за полной профнепригодности Дмитрию Рогозину, а по ГРУ Генштаба РФ. Ведь именно подконтрольные им медийные площадки как раз в наибольшей степени и «топят» в защиту журналиста-советника.

Вероятность этого очень большая. Сафронов, как и его отец, оба являются военными журналистами. Для многих понятно, что в российских реалиях это как бы прямая связь с военной разведкой. Отец в свое время неожиданно выпал из окна, что интересно, в момент подготовки материала, посвященного поставкам под контролем «чекистов» российского оружия через Беларусь в Иран и Сирию. Сын – арестован за шпионаж. С учетом обстоятельств, можно сказать, что ему «повезло».

Кстати, наиболее реальной версией ареста все же видится «ответка» ФСБ военным разведчикам, которые в прошлом году весьма способствовали медийной раскрутке в российских СМИ побега в США сотрудника СВР РФ и, «по совместительству», советника в прошлом посла РФ в США, а также влиятельного сотрудника АП и даже помощника президента РФ Юрия Ушакова, который (помощник) на протяжении 15 лет действительно передавал все секреты, до которых мог дотянуться. И контрразведка ситуацию полностью «проморгала».

Ставки были очень высоки и поставили под серьезный вопрос доверие лично Владимира Путина к Юрию Ушакову, Сергею Нарышкину, Александру Бортникову и Сергею Лаврову, ведь никто из них о ситуации, до момента ее появлении в СМИ, так и не доложил. То есть под ударом были ФСБ и СВР, а продавливала данный процесс именно ГРУ.

В пользу данной версии говорит информация «Коммерсанта», который утверждает, что ФСБ получила данные о том, что советник главы «Роскосмоса» и бывший корреспондент «Коммерсанта» Иван Сафронов якобы мог в 2017 году передать сведения, составляющие гостайну, от Службы внешней разведки России. Если так, то это — классическая «подстава».

ГРУ тогда здорово порезвилась, как бы в ответ на все, что происходило в «столетней войне» между ними и ФСБ. «Лубянские» все же выкрутились и думается ситуация с Сафроновым далеко не последний удар по военным, причем, не только разведчикам.

Армия, с точки зрения Путина проголосовала на плебисците отвратительно, ни о каком верноподданичестве и речи быть не может: многие закрытые военные городки стали региональными лидерами в вопросе «нет» по «обновленческим» поправкам.

ФСБ, безусловно попытается «победить» ГРУ, чем будет считаться установление своего контроля над ней. Впрочем, военная разведка тоже умеет «показывать зубы». Так что здесь баталии предстоят жаркие и делать на кого-либо савки я бы не рискнул.

Как не крути, грустно, что ГРУ пока остается единственной в РФ силой способной противостоять ФСБ. А вот сколько она «продержится» ответа нет, слишком много неизвестных. Но «армейским» в любом случае придется не сладко.

Грустно не из-за огромной любви к военным разведчикам, на которых так же немало чего интересного, а от того, что история – показывает, монополия на власть и террор до добра не доводят, а ведь она, по сути, уже наступила.

Что происходит?

А вот по все остальной стране ситуация совершенно другая. Уже подмявшая под себя практически все и вся ФСБ не просто расширит свои полномочия еще больше, а станет «опричниками» или карающим мечом Путина, построившим кажущуюся опасной в том числе и для себя «моносистему» репрессий.

Президент России, которому напрямую подчиняется Федеральная служба безопасности, руководит ею не только через главу ФСБ Александра Бортникова, но и через отдельных представителей различных подразделений внутри спецслужбы. Таким образом, создана разноуровневая система управления ФСБ, цель которой – конкурентный поиск врагов «лубянскими» среди «лубянских».

Работает все это примитивно, но действенно: разные люди докладывают Путину ситуацию, и если кто-то что-то не сообщил, то к нему сразу «возникают вопросы». Это – личная «страховка» Путина от возможных неприятностей для него самого.

Более того, ФСБ становится еще более закрытой организацией, 3 июля в нижнюю палату российского парламента внесли законопроект, который предлагает корректировку Закона «О федеральной службе безопасности».

Инициатива предлагает запретить действующим и бывшим сотрудникам ФСБ разглашать информацию «о деятельности органов безопасности, не содержащей сведения, составляющие государственную или служебную тайну, разглашение которой может создать угрозу собственной безопасности органов или нанести ущерб их репутации». «Вынести сор из избы» ФСБ теперь станет просто невозможным.

На таком фоне сложно не поверить рассказам политолога Валерия Соловья о грядущих репрессиях, о составлении списков из полутора тысяч человек «подлежащих интернированию за свою деятельность» или его же об «экстренном приведении в порядок лагерей в Мордовии».

Да, маятник качнулся в сторону ужесточения режима содержания, что, по сравнению с нынешним, и так далеко не мягким, означает: будут сажать, возможно, даже пачками. При этом и механизмы, примененные в отношении «шамана Саши» так же никто не отменял.

Есть ли шансы спастись? Сложно сказать, но элита все это уже поняла и, например, как пишет телеграмм-канал «Кремлевский мамковед»: «продолжает рыскать глазами, но теперь ее взор направлен за пределы страны».

По данным канала, «на днях Вексельберг и еще один российский миллиардер предприняли попытки встретиться с высокопоставленными американскими чиновниками, но получили отказ, мотивированный причастностью олигархов к организованной преступности и тесными связями с Президентом РФ».

Они все понимают, в том числе и то, что судьба России теперь неожиданно для них становится и их личной, несмотря на недвижимость за рубежом и иностранные паспорта.

И Запад здесь не помощник: несмотря на монополизацию обсуждения вопроса о транзите власти лично «гарантом», запрет на размышления о постпутинском будущем, а также накопленные ресурсы и наличие собственных амбиций, которые как бы делают возможным для окружения Путина начать собственную игру, вмешиваться извне в грядущие кремлевские разборки никто не станет. Разве что точечно эвакуируют крайне немногих и все.

Остальным, тем, которые сами же создали ситуацию «пауков в банке», предложат самим выяснить, кто главнее.

Мрачно? Абсолютно – нет, как показывает практика, реальная жизнь весьма часто дает картинку, в сравнении с которой самый апокалиптический прогноз покажется вариантом «lights».

Ритас ВИТАУТАС, Клайпеда