NA.: Слава, стало известно, что резервы РФ сократились в апреле на 724 млрд рублей. Как Вы можете прокомментировать столь стремительную растрату денежных запасов?
С.Р.: Хочу напомнить, что в начале двухтысячных, когда премьер-министром был Михаил Касьянов, российский бюджет оказывался сбалансированным при стоимости нефти $12 за баррель, однако впоследствии в стране был построен бандитский неофеодализм, в результате чего и для чего стремительно увеличилось количество чиновников, силовиков и военных, а также многократно взлетели затраты на вооружение. Уже в 2007 году экономика страны могла держаться на плаву лишь при ценах на нефть в $80 за бочку. Путин тогда затеял проекты, в том числе связанные с перевооружением, которые были рассчитаны на соответствующий валютный курс — 20-22 рубля за доллар. Программа переоснащения армии предусматривала расходы в размере 20 трлн. рублей до 2020 года — совершенно беспрецедентные траты в размере почти $1 трлн. по тогдашнему курсу доллара. Разумеется, как и любой другой проект, он предполагал астрономическую коррупцию: если даже при реконструкции Большого театра, обошедшейся бюджету в $1 млрд., было украдено порядка $600 млн., то можно предположить, что из $1 трлн. планировалось украсть рекордную сумму около $600 млрд.
Эти и сопутствующие обстоятельства привели к тому, что уже в кризисном 2008 году российская экономика сократилась на 9% ВВП — антирекорд среди практически всех стран "Большой двадцатки". Россия так и не вышла из того кризиса. При этом нельзя забывать, что всего за полгода до «дна» рынка нефти в $39 за баррель в декабре 2008 года, то есть ещё лишь в мае 2008 года, нефть стоила рекордные $147 за баррель, а уже в 2011 году — после резкого, но короткого падения — цена за бочку вернулась выше $100 и продержалась на этой отметке до середины 2014 года. В этот период Путин, вместе со своей ОПГ, продолжили стричь купоны с неофеодальной экономики, причем сейчас мы уже знаем, как именно это делалось и делается — в том числе, и благодаря Панамагейту.
NA: Насколько серьезной угрозой для российского бюджета является договоренность между США и ЕС о строительстве "Южного газового коридора" в обход России?
С.Р.: Тенденция вытеснения Газпрома из Европы наметилась давно. Падает и валютная цена: в прошлом году российский газ для Германии подешевел более чем вдвое. Предыстория такова: на протяжении более десятилетия Путин пытался превратить газ в геополитическое оружие. Достаточно вспомнить, как он в свое время отключал Украину от голубого топлива, пугая заодно и Европу. Я помню это «ожидание холодной зимы» именно в тот, самый первый раз отключения: как раз в этот год мне довелось праздновать Новый год в Новой Зеландии и читать соответствующие новости, бывшие тогда топ-новостями в мировой прессе.
В итоге весь мир инициировал общий мозговой штурм по поводу того, как слезть с московской газовой иглы. Самым сильным стимулятором этих размышлений стала российская аннексия Крыма и война России на Востоке Украины. С марта по ноябрь 2014 года я неоднократно сообщал, что, по моей инсайдерской информации от друзей из вашингтонских кругов, президент Барак Обама принял тогда стратегическое решение о выбивании газового оружия из рук Путина с тем, чтобы получить дополнительное влияние на его агрессивный режим.
В связи с этим глава Белого дома тогда неоднократно собирал заседания с участием своих советников по национальной безопасности, представителей нефтегазовой индустрии и различных торговых палат, в том числе из стран ОПЕК, после чего отправился в турне по арабским странам, включая Саудовскую Аравию и Катар. Именно тогда американский лидер впервые за десятилетия позвонил в Иран и сказал: "Ребята, вы хотели снятия санкций? Сейчас или никогда. У нас есть потребность в том, чтобы понизить цены на нефть и газ". Иран согласился договариваться, что, в том числе, и привело к известному нефтяному пике в середине 2014 года.
Произошло именно то, что я и прогнозировал два года назад: ограничения с Ирана были сняты, цена на нефть рухнула, а вместе с ней — и долларовая стоимость рубля. Тогда же, в своих сценариях, мне приходилось говорить и о том, что в 2014 году Соединенные Штаты и ЕС, в качестве одного из инструментов диверсификации газопоставок из России, выбрали ускорение темпов строительства газовых терминалов по обеим сторонам Атлантики для экспорта газа из США в Европу.
NA: Каковы результаты этой стратегии?
С.Р.: Прежде всего, провалился план Путина по превращению газа — банального товара, покупаемого за деньги на мировых рынках — в средство давления. Однако самой большой его ошибкой была, конечно же, серия военных преступлений против Украины, которые ни ЕС, ни США никогда не примут как допустимое поведение и не оставят безнаказанными. Отсюда — большой поток новостей о том, как Газпром теряет свои рынки сбыта и валютную выручку, а вместе с ними – свою рыночную капитализацию и поступления в российский бюджет.
Не будем забывать и о том, что за эти два года Америка стала полностью независимой, в плане газовпоставок, страной, благодаря технологии сланцевой добычи. Вопрос лишь в ее совершенствовании с целью снижения себестоимости: если сегодня часть сланцевых производителей в США свернули свое производство из-за слишком низкой цены на нефть, то уже через год, два или три мы можем предполагать, что следующие качественные и количественные научно-технологические улучшения приведут к тому, что сланцевая добыча будет выгодна и при $20 за баррель нефти.
Путин, в свое время, смеялся: мол, неужели Европа собирается топить дровами? Однако мы сейчас видим, что топить дровами будет как раз Россия: недавно по телевидению объявляли о благотворительном сборе средств на покупку дров пенсионерам в российских деревнях — при том, что страна обладает крупнейшей газовой компанией в мире. Газификация России находится на уровне 60 процентов; при этом лично я, проживая летом на даче на севере Ленинградской области, могу с уверенностью сказать, что в огромном радиусе, на многих километрах от моей дачи, вообще нет ни одного газифицированного дома. И эта земля – территория бывшей Финляндии (надеюсь, не нужно объяснять причину упоминания этого факта).
NA: Слава, несмотря на резкое уменьшение бюджета и колоссальный отток средств в офшоры на уровне $1,3 трлн., Кремль продолжает инвестиции в войну и провокации в Балтии. Как бы Вы охарактеризовали ответные меры НАТО по укреплению в Восточной Европе?
С.Р.: Прежде всего, замечу в противовес прокремлевской пропаганде, что НАТО никогда не представляло и не могло представлять угрозы для Москвы. Напротив, именно Российская Федерация, к сожалению, в последние годы пытается развалить Евросоюз и угрожать Альянсу — риторикой, агрессивными действиями, реальной войной и провокациями. Однако Путин и здесь проиграл, получив теперь, по его же сленгу, "обратку": НАТО укрепилось, а ЕС расколоть не удалось. Все действия, предпринимаемые Североатлантическим блоком сейчас, свидетельствуют о полностью изменившимся подходе к безопасности в Европе: четыре батальона НАТО разместятся в Балтии и Польше, дополнительная техника будет переброшена в регион, истребители пятого поколения Raptor уже размещены в Литве, Эстонии и Румынии, Пентагон вчетверо увеличил финансирование оборонной программы в Европе — до $3,4 млрд., — а Финляндии и Швеции рекомендовано вступать в НАТО. Таков ассиметричный, но совершенно ожидаемый, ответ реальной российской угрозе.
Представьте себе благотворительный светский прием высшего общества: мужчины в безупречных смокингах и дамы в невероятно красивых платьях в пол с разрезами, с бокалами шампанского, где-нибудь в Музее естественной истории в Нью-Йорке. Вы не ожидаете, что кто-нибудь в этом помещении вытащит из-под пиджака смокинга автомат и начнет предлагать присутствующим дамам и господам прослушать его лекцию о международном положении. Путин, однако, занялся именно такими вещами, когда достал из своего на заказ сшитого смокинга автомат и запел песню о прекрасном "русском мире", который он может предложить всему свету, воспользовавшись тем, что когда-то его пригласили в приличную компанию уважаемых господ в надежде на то, что Россия смыла с себя позор и уродливую грязь кгбэшного совка. Эта аллегория является отражением того, как, на самом деле, сейчас смотрят на Россию в современном мире.
Я убежден, что Путин, в этом противостоянии, проиграет. Не знаю, как именно это произойдет — мирно или с катаклизмами, — но я не сомневаюсь, что, как и в нашем примере про нью-йоркский прием, им займется какая-нибудь команда SWAT из нью-йоркского отдела по борьбе с терроризмом: выстрелят ему в шею шприцем со снотворным, так что Путин крепко уснет прежде, чем окажется на скамье подсудимых.
Санкции и Панамагейт — в ряду подобных инструментов, однако самым главным, на мой взгляд, здесь является фактор второго доклада по сбитому в небе над Украиной малазийскому "Боингу": документ ответит на вопрос о том, кто именно сбил лайнер. Не сомневаюсь, что будет приведена цепочка вплоть до высшего российского командования, включая Верхового главнокомандующего Владимира Путина. А дальше – читайте и смотрите по ключевым словам в поисковике: «полковник Муаммар Каддафи».
Беседовал Александр Кушнарь, Newsader