На вакантные места в Совете по правам человека ООН избраны, среди прочих, Россия и Украина. Это решение создаст целый ряд возможности и коллизий одновременно. С одной стороны, украинская делегация получит возможность напоминать мировому сообществу о многочисленных нарушениях прав человека, которые совершает оккупирующая страна в Крыму и на Донбассе.
Появляется новая трибуна, которая позволит напомнить об удерживаемых лицах, подвалах спецслужб так называемых «народных республик», о преследуемых крымскотатарских активистах. И с этой точки зрения избрание Украины в Совет по правам человека ООН – если, разумеется, грамотно и профессионально распорядиться этой возможностью – может стать несомненным успехом украинской дипломатии. Ну и признание того, что другие страны хотели видеть Украину в этом совете, хотели бы прислушиваться к ее голосу.
С другой стороны, Украина в этом совете будет соседствовать с Россией. И не только с Россией, но и с такими странами, как КНР и Куба, власти которых неоднократно доказывали свое, мягко говоря, специфическое отношение к правам человека. И уже тот факт, что страны, в которых отмечены многочисленные нарушения прав человека и которые не уважают даже собственных граждан, не говоря уже о гражданах иностранных государств, соседствуют в Совете по правам человека с государствами, поддерживающими демократию, ставит под сомнение адекватность будущих решений Совета.
Российская делегация, думаю, будет делать все возможное, чтобы опровергать нарушение прав человека в самой России, на оккупированных ею территориях и странах
И это все, что нам нужно знать о той позиции, которую займет Москва в этом совете после своего четырехлетнего отсутствия. Российская делегация, думаю, будет делать все возможное, чтобы опровергать нарушение прав человека в самой России, на оккупированных ею территориях и странах, которые связаны с Кремлем. А заодно обвинять в нарушении прав человека демократические страны. И потом, уверен, использовать эти обвинения в пропаганде – вот видите, даже в ООН возмущены тем, как Украина (или Грузия, или Латвия, или Соединенные Штаты) нарушают права человека. А «мужественные российские дипломаты защищают эти права, не жалея сил».
Однако у Украины – другой подход. Украина будет в Совете по правам человека вместе с Россией. А значит, уверен, многое теперь будет зависеть от наступательной позиции украинской делегации. Если такая наступательная позиция не будет заявлена с первых дней пребывания обеих стран в Совете, Украина рискует превратиться в объект пропагандистских атак Кремля.