Когда речь заходит о создании сада в деревенском стиле, одно из национальных растений, которое разум почти автоматически выдаёт в качестве первоочередного – привычная глазу рябинушка. Потом уже вспоминаются берёзы или сирени, но рябина опережает их практически всегда. Причём, на первый взгляд, критерий отбора растений для такого сада достаточно прост: они должны быть одновременно не слишком «правильными» что ли, не слишком прилизанными, но в то же время и не совсем уж заштатными, обитающими за ближайшей околицей. Не должно быть ярких или крупных цветов, прямых штамбов и геометрически выверенных форм кроны, соответствующих ухоженным садам знати. Всего этого и нет у рябины. А что так манит нас к этому нехитрому растению? Вроде и ствол не слишком прямой, и крона не совсем правильная, с видимой асимметрией и прогалами, ну а цветение и вовсе приходится на ту пору, когда луговое разнотравье начинает переливаться буйством красок...
Что же так привлекает нас в этом растении? Может, алые кисти плодов, словно бусы, развешанные по ветвям? Или необычной формы листва, не похожая ни на одно из растений? Или общий облик не слишком высокого и, я бы сказал, соразмерного человеку дерева? Когда в последние дни осени полыхнёт оно ярким пламенем, да так что издалека видно... Есенинские стихи про «костёр рябины красной» останутся в памяти ещё не одного поколения.
А может, эта любовь к рябине уже где-то в нашем подсознании? Пожалуй, что рябина была одним из первых деревьев (ну, наверное, наряду с лесной яблоней), плоды которых использовали в пищу наши первобытные предки. Конечно, не слишком вкусна поначалу, зато обильно и почти ежегодно плодоносящая, да ещё (как мы теперь уже знаем) сильно полезная, благодаря витаминам и прочим составляющим. Та далёкая, интуитивная потребность в ярких плодах сегодня превратилась в стойкую привязанность ко всему растению.
И теперь оно нам нравится уже не только за свои полезные качества, но и просто за красоту. Красоту блестящей коры цвета охры, крупные непарноперистые листья, гроздья плодов и яркое осеннее убранство листвы...
Название рода, по всей видимости, происходит от кельтского слова sorb – горький, терпкий, и указывает на вкус плодов. Видовое название, данное Карлом Линнеем выводится от латинского слова aucupium – птицеловка (avis – птица, capere – ловить), ведь плоды рябины ещё в стародавние времена использовались для приманивания птицы в расставленные ловушки.
Конечно, скажете вы, это всё относится только к одному из многих десятков видов (некоторые насчитывают до 100 видов), составляющих род рябина, – рябине обыкновенной (Sorbus aucuparia). И будете абсолютно правы, ведь именно этот вид является типичным представителем лесов. За столетия пристального внимания к этой культуре наши предки нашли в природе и отобрали сладкоплодные формы, давшие начало группе сортов, объединённых под именем Невежинских рябин: красной, жёлтой и кубовой. На рубеже XIX и ХХ веков внимание рябине уделил И. В. Мичурин, создавший ряд сортов, пользующихся спросом и по сей день: Мичуринская Десертная, Гранатная, Ликерная, – далеко их не полный перечень. Надо отметить, что насыщенная тёмно-вишнёвая окраска первых двух сортов и жёлто-оранжевая последнего, делает эти растения ещё и декоративным украшением сада. Сорта Бурка, Титан, Алая Крупная, Вефед появились во второй половине прошлого века, ещё более расширив ассортимент плодовых рябин, причём последний сорт считается одним из лучших по вкусовым качествам. Внимание селекционеров к этой культуре связано с высокой устойчивостью рябин к неблагоприятным условиям произрастания, в первую очередь с очень высокой зимостойкостью. Даже после морозов в -40 °С наблюдается нормальное цветение и образование плодов. При скрещивании р. обыкновенной с азиатскими видами в Европе были получены сорта, объединённые под названием р. Арнольда (S. x arnoldiana), отличающиеся различной окраской плодов. Многие названия сортов прямо указывают на цвет ягод: Apricot Queen, Coral Beauty, White Swan, Golden Wonder. Пока многие из них ещё не испытаны в условиях Нечерноземья, но вот сорт Golden Wonder уже несколько лет растёт у меня на участке и по темпам развития не отстаёт от российских рябин. Последние три года также растёт у меня и новый сорт Eastern Promis, отличающийся крупными почками в опушении рыжего войлока. Его изящные вытянутые листья до 20 см длиной образованы мелкими простыми листочками, выдающими азиатское происхождение одного из родителей. Обещает стать небольшим симпатичным деревцем с розовыми плодами.
Рябина Арнольда (Salmon Queen)
Если не внедряться глубоко в систематику рода рябина, то можно отметить, что он делится на две секции, которые даже неспециалистами очень легко определяются по строению листа.
К одной из них принадлежат р. обыкновенная, азиатские и североамериканские виды, у которых листовая пластинка непарноперистая. Другая секция объединяет европейские рябины. Виды, её составляющие, несут цельную листовую пластинку с пильчатым краем (несколько похожую на лист ольхи). Особо стоит отметить необычную красоту сорта Magnifica р. мучнистой (S.aria): молодые листовые пластинки с обеих сторон покрыты почти белым густым войлочным опушением. Пока не пощупаешь листья, трудно поверить, что это создание природы, а не причуды мастера-постижёра.
Рябина мучнистая
Коллекция рябин для меня – не просто накопленное число таксонов или некий набор названий. За многими стоят интересные истории. Например, есть ещё один вид, р. девонская (S.devonensis), произрастающий в графстве Девон в Великобритании. Столица Девона – Эксетер и Ярославль – города-побратимы, и в очередную поездку туда я раздобыл черенки этой рябины. Интересно, что привитые на подвои рябины обыкновенной, они замечательно растут и получившееся растение живёт в дружбе само с собою. Думаю, что в очередной приезд наших английских друзей я подарю лучший саженец Дому дружбы и он станет неплохим символом наших отношений.
Поскольку обе секции – близкие родственники, то они легко скрещиваются, давая новые декоративные формы. Именно таким путём природного скрещивания возникли р. промежуточная, или шведская (S. x intermedia) и р. тюрингская (S. x thuringiaca), листья которых несут в себе признаки обеих секций. У листьев шведской рябины поверхности различны, как у мать-и-мачехи: верхняя часть кожистая, гладкая, блестящая, а вот нижняя опушённая и мягкая на ощупь. Для р. тюрингской известна пирамидальная форма (f. fastigiata), найденная в Англии в 1907 году. Изящные удлинённые листья и компактная крона делают её незаменимой для посадок в небольших садах. Впрочем, достойна похвалы и одноимённая форма и р. обыкновенной, которая также отличается сдержанным ростом и очень тёмной крупной листвой.
Рябина тюрингская
Хочу отметить существование двух плакучих форм р. обыкновенной, некогда замеченных человеком и сохранённых для нас. Первая форма – S.aucuparia f.pendula известна довольно давно, вторая f. pendula variegata, отличающаяся светлым окаймлением мелких зубчиков простых листочков, появилась относительно недавно и всё ещё является редкостью в наших садах. Обе формы размножаются исключительно прививкой на штамбы рябины обыкновенной разной высоты, что позволяет в буквальном смысле «конструировать» растение, каждый раз создавая его для решения конкретной задачи на конкретном участке. Обе формы отличает завидная зимостойкость, что в сочетании с декоративными качествами даёт им право на широкое присутствие в наших садах.
Стоит посадить в саду и некоторые видовые рябины, отличающиеся высокой декоративностью. Не многие смогут опознать рябину в береке лечебной, или глоговине (S.torminalis). Её листья скорее похожи на некрупные листья какого-то экзотического клёна, а отнюдь не на рябиновые. Листья эти настолько жёсткие, что кажутся вырезанными из зелёной жести, осенняя окраска их оранжево-охряная. Также не похожи на привычные нам рябины листья р. ольхолистной (S.alnifolia). В полном соответствии с именем, они напоминают листья ольхи, только чуть более гофрированные. Если осенний окрас листьев видовой рябины не слишком примечателен, то вот сорт Red Bird вспыхнет по осени красными сполохами. Устойчивыми оказались р. кашмирская (S. cashmiriana), родом из гор на границе Китая, Пакистана и Индии и североамериканская р. красивая (S. decora). Первая представляет собой кустарник около 4 метров высотой, вторая – невысокое дерево, достигающее 10 метров лишь к пятидесяти годам жизни. Листья у них привычны нашему взгляду, только слегка вытянуты.
Рябина ольхолистная
В качестве ботанических редкостей стоит упомянуть три растения, в коих рябина является одним из родителей: одно из них возникло при свободном опылении рябины и кизильника и получило название сорбокотонеастер Позднякова (x Sorbocotoneaster pozdnjakovii). Найдено оно было в Восточной Сибири в середине прошлого века и представляет собой кустарник в 3–4 метра высотой и примерно такого же диаметра. Листья одного растения могут напоминать в разных частях листья то рябины, то кизильника с некоторыми вариациями. Сибирское происхождение, видимо, определило и его хорошее здоровье, в частности, высокую морозостойкость. Другим интересным растением в моей коллекции является также гибрид, полученный при отдалённом скрещивании рябины и ирги – амеласорбус Рациборского (x Amelasorbus raciborskiana), полученный в Польше в 30-е годы прошлого века. Это компактное деревце, листья которого отдалённо напоминают листья р. тюрингской. Особенно привлекают внимание его яркие осенние краски в оранжево-вишнёвой гамме. Наконец, в этом году в коллекции появился гибрид рябины и груши сорбопирус ушковый (х Sorbopyrus auricularis), дающий, судя по описанию, съедобные плоды, похожие на маленькие груши. Так ли это, смогу рассказать вам лишь в следующем году.
Сорбокотонеастер Позднякова
Практически все перечисленные виды, сорта и формы рябин устойчивы в условиях средней полосы. Конечно, есть и некоторые отличия: р. обыкновенная и всё, что от неё произошло, вместе с высокой морозостойкостью сочетают устойчивость к тяжёлым почвам и терпимость к весеннему подтоплению. Главный недостаток состоит в малой стойкости к летней засухе и, следовательно, указывает на необходимость полива в это время. Рябины ария и промежуточная, в свою очередь, наоборот, хорошо переносят летнюю жару и засуху. Они очень ветроустойчивы (а промежуточная ещё и солеустойчива, что позволяет использовать её в городских посадках).
Среди предложений рябин на многих рынках растений можно встретить ещё двух интересных представителей этого рода, выходцев из Японии и Китая – р. Кёне (S. koehneana) и р. Вильморена (S. vilmorinii). К сожалению, зона возделывания этих растений, указанная в руководствах и каталогах, 6–6 а, что соответствует зимним температурам не ниже -23°C. Конечно, вы понимаете, что для нашей полосы зона USDA равняется 4, что соответствует минимальной температуре в -34°C и эти рябины просто обречены на гибель. И пусть никакие уговоры продавцов не усыпляют вашу бдительность. Есть и другие рябины, сходные с этими по внешнему виду, так что поводов для огорчений нет.
Дело осталось за малым: определиться в выборе новосёла для вашего участка и отправиться на его поиски. Мне же остаётся только пожелать вам удачи!