"РЫНОК ДОВЕРИЯ" - Юрий Христензен

"РЫНОК ДОВЕРИЯ" - Юрий Христензен

Доверие избирателей не терпит пустоты. Если у одного политика доверие убывает, значит рано или поздно оно, помаявшись, пристанет к какому-нибудь другому политику. При этом доверие не возвращается автоматически к старым политикам. Оно всякий раз норовит найти себе новый объект любви. Даже если он этого не хочет.

Об этой особенности знают несистемные политические силы, но у них нет ресурса, чтобы заявить о своем существовании. Ресурс есть у системных политиков, которые перед каждыми выборами создают себе новый имидж и запускают новый политический бренд. Это условие выживания на рынке обмена доверия на обещания.

--
На рынке "сложных" услуг доверие работает примерно одинаково. В этом смысле современный политический рынок в Украине похож на инвестиционный рынок начала 90-х. Их объединяет одна общая особенность - оба этих рынка отсутствовали с СССР, и у покупателя не сформировалось навыков обмена доверия на услугу.

Помните - "Я не халявщик, я партнер"? Именно это происходит сегодня на рынке доверия. Если бы Мавроди разрешали выпускать свои акции раз в пять лет, и их покупка была бы обязательной, мы бы до сих пор выбирали между МММ, Властелиной и Хопер-Инвест. С другими названиями, но с теми же действующими лицами во главе.

--
Процесс формирования навыков на рынке доверия является частью социального взросления. Сначала мы были социальными детьми. Когда нам раздали ваучеры, мы не стали собственниками госпредприятий. Это сделали людей взрослее и циничнее из среды чекистов, бандитов, красных директоров и партийной номенклатуры.

Когда нам раздали бюллетени для голосования, мы начали выбирать "заботливых взрослых", которые обещали - "накормить и защитить". Как всякие "заботливые родители" они перед выборами соревновались в задабривании "детей", а после выборов поступали в соответствии с собственными приоритетами - яхты, дворцы и понты.

--
В прошлом году детвора устроила электоральный бунт, прокатив "заботливых взрослых" и выбрав "вождя краснокожих". Всего тридцать лет и шесть электоральных циклов понадобилось, чтобы мы доросли до социальных подростков. И тут вдруг выяснилось, что - "маленькие дети - маленькие проблемы, большие дети - большие проблемы".

Часть избирателей, обжегшись на смелом социальном эксперименте, будет снова искать своему доверию "заботливых взрослых". Но другая часть задастся вопросом - А что же все-таки не так? Потому что социальное взросление невозможно остановить. Каждый раз, наступая на грабли и потирая шишку, избиратель ищет ответ этот вопрос.

--
Пока все ответы лежат в плоскости "волшебник и злодей". Волшебник это тот, кто принесет избирателю светлое будущее на блюдечке с голубой каемочкой, а злодей мешает это сделать. Проблема в том, что при таком подходе не бывает альтернативы. Избиратель вынужден будет искать новых "волшебников" для своего доверия.

Альтернатива наступит, когда избиратель начнет формировать доверие к своей политической силе не на обещаниях, а на участии и контроле. На волонтерстве и небольших регулярных взносах. Избиратели удивятся, как много украинских брендов не имеет ничего из того, что необходимо на рынке обмена доверия на участие и контроль.

Юрий Христензен