"РЫНОК ЗЕМЛИ" - Юрий Христензен

"РЫНОК ЗЕМЛИ" - Юрий Христензен

Предисловие

Гостил в селе у юриста, который работал на крупного зернотрейдера. Он заключал договора длительной аренды с мелкими собственниками, чтобы создавать крупные наделы, на которых эффективно применение современных технологий. Фактически это замена рынку земли, который сегодня доступен крупным игрокам, имеющим для этого финансовый и административный ресурс.

Хозяйка, у которой которой мы арендовали дом, родилась и всю жизнь прожила в этом селе. Она работала в Одессе воспитательницей детского сада, зарабатывая живые деньги. По выходным возвращалась за сто километров в село и пахала у себя на огороде. С рассвета и до заката ее профиль в позе пол девятого виднелся на огромном участке. В этом селе у всех был такой огород.

--
Статистика

В мире всего шесть стран, в которых существует мораторий на продажу земли - Украина, Куба, Республика Конго, Венесуэла, КНДР и Таджикистан. Ни одна из них не является примером для подражания. Напротив, в Нидерландах оборот денег с каждого гектара в сто раз больше, чем в Украине. Попробуйте это объяснить среднему жителю села, который вкалывает с утра до вечера.

--
Земля в СССР

Земля была отобрана у жителей села примерно сто лет назад. Несколько поколений работали на государство и одновременно вели натуральное хозяйство у себя на огородах. Вокруг этого сложились институты - устойчивые социальные нормы, ценности и модели поведения. А институты свободного конкурентного рынка были уничтожены. И это касалось не только земли.

Например, в СССР не было института инвестирования. Не было частного владения промышленными предприятиями. Даже наши квартиры принадлежали государству. Когда нам разрешили инвестировать, мы понесли деньги в МММ. Когда раздали ваучеры, мы не стали собственниками заводов. Когда бесплатно раздали жилье, мы установили на входе железные двери, а дальше трава не расти.

--
Рынок земли и правила игры

Для того, чтобы рынок купли-продажи земли заработал, на нем должны сформироваться правила игры - социальные нормы, ценности, модели поведения, законы, кадастры, суд и т.д. Как показывают исследования, 85% правил касаются нашей культуры и только 15% формируются государством. Поэтому одного принятия новых законов для появления новых правил недостаточно.

Даже если парламент примет прекрасный закон, это не означает, что у нас возникнет эффективный рынок земли. Часть жителей села отдаст свою землю очередному "МММ", часть отгородит забором и построит большой огород и только часть сможет распорядиться новыми возможностями эффективно. Потому что существующую культуру невозможно изменить за один день.

--
Рынок земли и государство

При проведении реформ необходимо учитывать существующие правила - сложившиеся поколениями социальные нормы, ценности и модели поведения. Новые правила можно навязать, а можно задействовать свойственную человеку рациональность. Задача государства - подтолкнуть человека действовать в собственных интересах и уберечь от нерациональных поступков.

Противники реформ, наоборот, спекулируют на иррациональных страхах населения. Рынок земли вдвойне страшен, потому что мы при нем никогда не жили. Задача государства - объяснить населению свои планы. Известное уже не так страшно. Правда, для этого нужно доверие к государству, которого у нас пока нет. Но если проводить реформы не объясняя, доверие не появится.

--
Функции государства

Рынок земли эффективен, но 80% украинцев по соцопросам выступают против. Они непрочь жить, как в Нидерландах, но не готовы для этого менять сложившиеся модели поведения. Они боятся потерять то, что имеют, при нарушении статус-кво. И не верят, что их в очередной раз не обманут. Соответственно, при проведении реформ необходимо соблюсти ряд условий.

Условие статус-кво. Для того, кто не хочет участвовать в рынке земли, ничего не должно измениться. Людей нельзя заставлять. Они сами присоединятся, если увидят возможность улучшить свою жизнь.

Выбор по умолчанию. В стандартных договорах купли-продажи, которые нам предлагают по умолчанию, не должно быть скрытых условий мелким шрифтом. За этим должно следить государство.

Психологическое бюджетирование. Люди по разному относятся к своим доходам, в зависимости от источника их происхождения. Психологически ценность надела земли для нас меньше собственноручно построенного дома, но больше стоимости нашего голоса на выборах. Это нужно объяснять, желательно на примерах.

Влюбленность в товар. Людям свойственно совершать спонтанный выбор на основе сиюминутных эмоций. Задача государства - минимизировать последствия спонтанных решений. Для этого, например, существует месячный срок при регистрации брака и возможность возврата товара в течение двух недель. Что-то похожее должно быть при регистрации купли-продажи земли.

Гиперболическое дисконтирование. Это когда мы себе говорим - "Завтра начну заниматься зарядкой!" Просыпаемся завтра, а там сегодня. Потому что вчера для нас важнее было здоровье, чем возможность завтра поспать. А сегодня наоборот.

По той же причине мы сегодня готовы отдать землю под небольшой залог, не задумываясь о том, что завтра можем потерять гораздо больше. Задача государства - уберечь людей от подобных ошибок и связанных с ними рисков.

--
Послесловие

Это только малая часть взаимоотношений государства и гражданина при проведении реформ. Есть еще общество и государство, общество и гражданин, государство и местные общины. Нужна коммуникация и взаимодействие между ними. Нужно понимание, где кроется неэффективность, и как это можно изменить. Потому что успех реформ зависит не от их количества, а от количества несделанных ошибок.

Юрий Христензен