Вы думаете, время измеряется минутами и часами или днями и годами?
Настоящее время спрятано внутри нас, и мы устанавливаем и отмеряем его сами, даже не подозревая об этом.
Помните, как тянулось время в детстве? Дни казались бесконечно длинными, будущее — безмерно далеким, а так хотелось поскорее стать взрослым! Однако чем старше мы становились, тем быстрее бежали дни — не успеешь оглянуться, уже и год прошел, и два, а там и 10 лет остались позади. С возрастом время все больше ускоряет шаг и однажды начинает не просто бежать, а лететь — все быстрее и быстрее.
Почему так происходит? Часы остались теми же — точно так же стрелки отмеряют секунды и минуты, в сутках по-прежнему 24 ч, все за те же 365 дней Земля обегает Солнце, а нам кажется, что темп времени неузнаваемо изменился.
Как астрономическая величина время в нашем мире действительно не меняется (не будем принимать во внимание изменение времени при световых скоростях — едва ли в обозримом будущем кто-то из нас отправится в космический полет). Однако есть еще время физиологическое, которое и играет с нами такие странные шутки.
Где в нас спрятано чувство времени? Как мы оцениваем длительность того или иного события? Как выглядят эти часы?
Одно из объяснений различного восприятия скорости времени у детей и взрослых кроется в особенностях обмена веществ. В человеческом организме протекают тысячи биохимических реакций — разрушаются износившиеся молекулы и отслужившие свой век клетки, синтезируются новые молекулы и строятся новые клетки. Другими словами, происходит обмен веществ.
Скорость, с которой протекает наш собственный обмен веществ, и является нашим внутренним физиологическим временем.
В детстве обмен веществ происходит очень интенсивно. Это связано с тем, что в детском организме бурно происходит рост, для которого требуется больше энергии и больше «строительного материала», то есть преобладают реакции синтеза веществ.
Поэтому скорость биохимических реакций выше, то есть за одну и ту же астрономическую временную величину в детском организме случается больше биохимических событий — внутренняя химическая жизнь более насыщена, чем у взрослых.
Например, у годовалого ребенка время течет в полтора раза быстрее, чем у взрослого, то есть 1 ч жизни взрослого равен 1,5 ч для младенца. За сутки у малыша набегает «лишних» 12 ч. Вроде немного, а какое внутреннее ощущение темпа жизни — день кажется ребенку нескончаемо долгим!
С возрастом скорость этих реакций замедляется. Взрослому организму уже не нужно так быстро строить новые клетки, так как процессы роста завершились. Необходимо только вовремя проводить «текущий ремонт».
Процессы синтеза и распада веществ примерно выравниваются и протекают не так быстро. В пожилом возрасте процессы разрушения старых клеток уже преобладают над процессами образования новых. Реакции синтеза протекают неспешно, и их скорость становится все меньше. Внутренние часы отмерили всего день, а в природе прошло уже два, и кажется, что время бежит все быстрее и быстрее.
Есть еще одна теория, объясняющая ускорение хода времени с возрастом и основанная на субъективном восприятии продолжительности жизни. Считается, что временные промежутки между повторяющимися событиями своей жизни (между днями рождения, праздниками) люди подсознательно соотносят с прожитыми ими годами.
Например, для пятилетнего ребенка год составляет 1/5 его жизни и воспринимается как достаточно длительный период, а для 50-летнего человека тот же год будет равняться 1/50 — гораздо менее продолжительной части уже прожитой им жизни, поэтому с возрастом кажется, что время бежит быстрее.