Корреспонденты ВВС Travel побывали в стране, где так заботятся о хороших манерах, что даже крышка унитаза сама поднимается, как только кто-нибудь заходит в туалет, передают "Спектр Новости" .
Солнце уже потихоньку растворялось в алеющем море. Это был тревожный признак того, что наша велосипедная прогулка по японскому острову Ниносима, расположенному в Хиросимском заливе, чересчур затянулась.
Мы остановились у придорожного бара, чтобы спросить, когда отправляется последний паром на материк. В ответ на наш вопрос все вокруг стали обеспокоенно переглядываться: последний паром уходил совсем скоро. “Вы можете успеть, если срежете путь”, — сказал один из посетителей бара, выходя на улицу и указывая на узкую тропинку, ведущую на невысокую гору.
Небо быстро темнело, вселяя в нас дурные предчувствия, но все же мы покатили наверх. Каково же было наше изумление, когда, обернувшись, мы увидели, что наш новый друг бежит за нами на почтительном расстоянии, чтобы мы не заблудились.
Он повернул обратно лишь тогда, когда в поле нашего зрения внизу показался порт. Благодаря ему мы успели на паром за несколько минут до отплытия. Таким было одно из первых встретившихся нам проявлений “омотэнаси”.
Простудившись, японец обязательно надевает санитарную маску, чтобы не заразить других. Перед началом ремонта соседям вручают стиральный порошок в подарочной упаковке, чтобы те могли потом отстирать одежду от неизбежной строительной пыли.
В магазинах и ресторанах посетителей встречают поклоном и сердечным возгласом: “Ирашаймасе!” (“добро пожаловать!”). Давая сдачу, подставляют ладонь под руку покупателя, на случай если монеты начнут падать. На выходе из магазина людей часто провожают поклонами, стоя в дверях, пока покупатели не скроются из виду.
Автомобили в Японии тоже обучены омотэнаси. Дверцы такси автоматически распахиваются при приближении пассажира, а водитель в униформе и белых перчатках не ждет чаевых.
Лифты извиняются, что заставили вас ждать, а крышка унитаза поднимается, как только вы входите в туалет.
На знаках, обозначающих дорожные работы, изображают умилительную фигурку кланяющегося строителя. В японской культуре чем дальше человек отстает от твоего круга, тем вежливее с ним полагается себя вести, и потому иностранцев (“гайдзин”, что дословно означает “посторонние люди”) неизменно поражают проявления неслыханной учтивости в их адрес.
“Я здесь уже девять лет, но все равно не устаю удивляться, — делится впечатлениями преподавательница испанского языка Кармен Лагаска. — Люди кланяются, когда садятся рядом в автобусе, потом снова кланяются, когда встают. Я все время замечаю что-нибудь новое”.
Однако омотэнаси — это гораздо больше, нежели просто обходительность по отношению к посетителям; эта традиция пронизывает всю повседневную жизнь японца и усваивается с младых ногтей.
“Многие из нас выросли на пословице: “Если вам сделали что-нибудь хорошее, сделайте что-нибудь хорошее в ответ, но если вам сделали что-нибудь плохое, не причиняйте зла этому человеку”, — рассказывает Норико Кобаяси, руководитель отдела въездного туризма японского консорциума Discover Link Setouchi. — Мне кажется, этими убеждениями и объясняется наше вежливое поведение”.
Так откуда же берет начало вся эта вежливость?
По словам Исао Кумакуры, почетного профессора исследовательского института при Осакском государственном этнологическом музее, в значительной степени японский этикет сложился из ритуалов японской чайной церемонии и боевых искусств.
На самом деле, слово “омотэнаси”, буквально означающее “дух услужливости”, — из лексикона чайных церемоний. Хозяин изо всех сил старается создать правильную атмосферу для приема гостей, подбирая самые подходящие пиалы, цветы и элементы декора и не ожидая ничего взамен. Гости, понимая, каких усилий стоила хозяину подготовка чаепития, проявляют в ответ почти благоговейную благодарность.
Таким образом все участники церемонии создают атмосферу гармонии и уважения, которая коренится в убеждении: общее благо важнее личных потребностей. Кроме того, вежливость и сострадание являлись основными ценностями “бусидо” (“путь воина”) — этического кодекса самураев, могущественной военной касты, отличавшейся прекрасным владением боевыми искусствами.
Этот подробный свод правил, аналогичный средневековым кодексам рыцарей, не только предписывал блюсти честь, дисциплину и нравственность, но и содержал указания по совершению самых разных ритуалов — от поклона до сервировки чая.
Заповеди самураев, основанные на принципах буддизма и синтоизма, обязывали их сдерживать свои эмоции, сохранять внутренний покой и проявлять уважение к людям, в том числе к врагам.
Правила бусидо легли в основу кодекса поведения всего японского общества в целом.
Самое приятное в этой вежливости — то, что она заразительна как ветрянка. Сам того не замечая, вскоре начинаешь тоже проявлять доброту, мягкость и заботу об интересах окружающих — сдавать найденные бумажники в полицию, улыбаться, уступая дорогу другим водителям, доносить мусор до дома и никогда не повышать голоса (и не сморкаться) в общественных местах.
Правда, здорово было бы, если бы каждый, кто приезжает в Японию, увозил оттуда частичку омотэнаси и распространял ее дальше по свету? Глядишь, так можно было бы изменить весь мир…