"Санкции и Украина" - Евгений Киселев

"Санкции и Украина" - Евгений Киселев

Новые санкции, введенные на прошлой неделе Соединенными Штатами против 38 русских олигархов, госчиновников, российских компаний вызвали в Украине привычную реакцию: вот и правильно, хотя надо бы, как говорится, догнать и еще добавить! Европейцы, не отставайте!

При этом, однако, часто приходится слышать в Киеве от иностранных дипломатов, экспертов, журналистов, что украинская сторона, постоянно призывая США и ЕС продлевать и усиливать антироссийские санкции, сама это делает явно недостаточно.

Это не совсем так.

Да, и вправду черные списки всевозможных лицедеев, певцов, плясунов и прочих «деятелей культуры» РФ, которым запрещен въезд в Украину, гораздо больше на слуху, но в Киеве есть гораздо более серьезные санкционные списки.

Более того, в минувшую пятницу, когда были обнародованы новые санкции США, президент Украины демонстративно поручил своему Совету национальной безопасности и обороны синхронизировать украинские санкционные списки против российских физическими и юридических лиц с американскими и европейскими.

То, что раньше было сделано в этом направлении, также отнюдь не свидетельствует о том, что украинские власти сидят сложа руки.

Например, прошлой весной Национальный банк Украины – главный местный финансовый регулятор — ввел санкции против пяти банков с участием российского государственного капитала. Речь шла об украинском «Сбербанке»; «Проминвестбанке» – «дочке» российского «Внешэкономбанка»; украинском филиале ВТБ; БМ Банке – «дочке» Банка Москвы, в свою очередь, также принадлежащем ВТБ; и, наконец, ВиЭс Банке, «дочке» Сбербанка.

Всем им было запрещено проводить любые финансовые операции в пользу своих российских владельцев и выводить капитал на их счета.

Несмотря на изначальный скепсис, санкции начали работать.

Начался отток депозитов – по данным Нацбанка Украины, за год вкладчики забрали из Сбербанка 5,29 миллиарда гривен, из ВТБ Банка — 1,25 миллиарда, а Проминвестбанка — 1,16 миллиарда. В пересчете на доллары — это сотни миллионов.

Очень скоро некоторые из этих банков были выставлены на продажу. Один – единственный прибыльный — ВиЭс Банк уже благополучно отошел новому украинскому собственнику. Сбербанк активно ищет покупателя, но пока безуспешно.

Другие российские банки сворачивают свой бизнес в Украине.

Два месяца назад глава ВТБ Андрей Костин проанонсировал, что его украинский филиал начинает массово закрывать свои отделения по Украине и к лету оставит только одно или два в Киеве. Буквально на днях БМ Банк также объявил, что прекращает свою деятельность.

А месяц назад президент Украины подписал указ о продлении санкций против российских банков.

Конечно, с деятельностью российского бизнеса в Украине есть немало проблем.

Недавно много шуму в Киеве наделал известный специалист по делам на постсоветском пространстве, американский ученый-экономист и политолог шведского происхождения Андерс Ослунд, давно уже много внимания уделяющий Украине, который написал в статье на сайте Atlantic Council буквально следующее :

«Это непостижимо, что в одиннадцати из 24 украинских облэнерго значительной долей владеет российский националист, член Совета Федерации Александр Бабаков, находящийся под санкциями всех задействованных стран за роль, которую он сыграл в российской оккупации и аннексии Крыма, будучи в должности вице-спикера российской Думы», — негодует Ослунд, добавляя, что Бабаков фигурирует и в так называемых «Панамских документах».

Ослунд уверен, что Украине необходимо заморозить активы Бабакова.

«Мы беспокоимся из-за возможных российских кибератак на украинскую энергосеть, в то время как значительной ее частью владеет, контролирует и управляет враг», — настаивает Ослунд.

Вот только проблема состоит в том, что официально Бабакову в Украине ничего не принадлежит – все его активы записаны на словацкую компанию VS Energy.

Реально ушли с украинского рынка или просто спрятались за новые названия? Этот вопрос касается многих российских компаний, прежде активно работавших в Украине.

Как, например, в случае, о котором в свое время громко заявлял генпрокурор Юрий Луценко. По его словам, российский миллиардер Игорь Кесаев, владеющий также одной из оружейных компаний — Заводом имени Дегтярева в городе Коврове, продукция которого, между прочим, используется против украинской армии в Донбассе, как был, так и остается крупнейшим дистрибьютором табачных изделий (сигарет) в Украине с миллиардным долларовым оборотом. Раньше он, по словам Луценко, владел компанией «Мегаполис», которая после скандала в начале 2016 года, связанного с блокировкой общественными активистами складов компании, срочно занялась ребрендингом и переименовалась в «Тедис-Украина». В итоге Кесаев попал под санкции – не может больше выводить деньги за пределы Украины.

Другая ситуация, связанная с российским бизнесом в Украине, выглядит сложнее. Тот же генеральный прокурор Луценко, отвечая недавно в украинском парламенте на вопросы об аукционе по продаже частот 4G компаниям-операторам мобильной связи в Украине, неожиданно заявил: «Считаю неправильным, что в условиях тендера не была исключена возможность участия в нем юридических лиц с присутствием российского капитала – капитала страны-агрессора».

Нет сомнения, что генпрокурор имел в виду, в частности, компанию Vodafone Украина, бывшую МТС-Украина, которая в 2015 году приобрела у Vodafone право пользоваться ее брендом на украинской территории. При этом мало кто сомневается, что ее фактическим владельцем остается российский миллиардер Владимир Евтушенков, хозяин АФК «Система».

Однако номинальным владельцем МТС-Украина стала голландская компания Preludium B.V., которая, в свою очередь, принадлежит Allegretto Holding из Люксембурга, но ее конечный бенефициар – все равно российская компания МТС, принадлежащая АФК «Система» и Владимиру Евтушенкову. Только вот поди попробуй размотай эту офшорную цепочку.

Кроме того, как писала тогда, в октябре 2015 года, газета «Файнэншл таймс» со ссылкой на источник, информированный о ходе сделки, компания Vodafone, ожидая, что ей будут задавать вопросы относительно использования ее столь узнаваемого имени в стране, где идет война, тщательно подготовилась. В годовом отчете компании за 2015 год подробно изложены детали правовых рамок, принципов управления, процедур, связанных с необходимостью отвечать на запросы о содействии со стороны правоохранительных органов и разведывательных агентств.

Сам по себе ребрендинг «МТС-Украина» в Vodafone предполагает не просто «смену вывески», о чём уверили представители, как украинского, так и британского оператора. «МТС-Украина» будет использовать в своей работе стандарты Vodafone и при этом ориентироваться не только на украинское, но и на британское законодательство. Менеджмент британского Vodafone будет принимать участие в работе украинского Vodafone на разных уровнях, включая топ-менеджмент.

И правда: недавно я разговаривал с одним высокопоставленным украинским чиновником, нечуждым проблемам Крыма и, в частности, спросил, как он смотрит на то, что фактические собственники Vodafone Украина активно ведут бизнес на оккупированном полуострове, даже не делая из этого никакого секрета – кто не верит, поднимите сообщения российских СМИ о поездке Путина в оккупированный Крым, в Ялту в октябре 2016 года. Тогда Путин сообщил, что в Севастополе и в Симферополе будут строиться два современных многопрофильных медицинских центре, и строить их будет АФК «Система». Глава компании Владимир Евтушенков подтвердил тогда, что решения по проектам приняты, а сооружение планируется начать в ближайшее время.

Так вот, мой собеседник ответил: с проблемой знаком, но поделать ничего не может – он с коллегами пытался говорить с представителями Vodafone Украина, но на все встречи приходили английские топ-менеджеры, говорили разные правильные слова, уверяли, что к АФК «Система» не имеют никакого отношения, что принадлежат они голландской компании и все такое прочее.

Замечу: даже если Vodafone c юридической точки зрения все предусмотрел, и комар там носу не подточит, все равно остается вопрос политической репутации: украшает ли одну из крупнейших в мире компаний мобильной связи то обстоятельство, что она фактически дает прикрытие компании, работающей в аннексированном и оккупированном Крыму?

Однако, справедливости ради надо заметить, что господин Евтушенков был внесен-таки в украинский санкционный список, утвержденный указом президента Порошенко в отношении 335 физических лиц еще в середине октября 2016 года.

У Евтушенкова с некоторых пор есть неприметный люксембургский банк «East West United Bank» — всякий, кто в этом сомневается, может зайти на его официальный сайт ewub.lu и убедиться: там черным по белому написано, что собственник банка — АФК «Система», а ее главным акционером является Владимир Петрович Евтушенков – 64.2% акций.

Раньше этот банк, учрежденный в 1974 году, был один из так называемых «совзагранбанков», государственных банков специального назначения, создававшихся за рубежом. Вокруг них периодически вспыхивали шпионские скандалы, через них якобы велось финансирование разведывательных мероприятий и поддержка деятельности зарубежных компартий, КГБ СССР производил через эти банки негласные закупки электронно-вычислительной техники военного назначения и т.д. После распада СССР банком стал владеть ВТБ, который потом, в 2007 году продал его «Системе».

А в 2015 году впервые выяснилось, что нечистые на руку украинские банкиры, в том числе приближенные к семье Януковича, использовали этот банк, наряду с тремя другими иностранными банками, для вывода активов за границу по так называемой «альпийской схеме» (потому что банки были из Австрии, Лихтенштейна и Люксембурга).

В иностранном банке открывались корреспондентские счета, на которые выводились активы. Когда у украинского банка начинались проблемы, деньги списывались на аффилированные с руководством оффшорные компании (через залог за кредит, по консультационным договорам или какими-то еще способами).

По состоянию на конец сентября 2015 года, если верить информации, содержавшейся в письме, которое Фонд гарантирования вкладов направил на имя тогдашнего премьер-министра Яценюка, через East-West United Bank из Украины было выведено 227 миллионов долларов.

Общие же размеры ущерба от этой схемы еще до конца не понятны, но пока цифры в районе 2 млрд долларов.

Это — до национализации крупнейшего розничного банка Украины, ПриватБанка, чьи акционеры успели вывести, по разным оценкам, до 5,5 млрд долларов – в том числе 400 миллионов все через тот же East-West United.

Эти средства были выведены на корреспондентские счета банка в январе 2014, а в июле 2016 их там уже не было, утверждает международное расследовательское агентство BNE Intellinews.

1 апреля 2016 Нацбанк Украины запретил размещать средства на корреспондентских счетах нескольких зарубежных банков, в том числе принадлежащего евтушенковской «Системе» East-West United.

Первое расследование по поводу вывода активов было начато тогда же, в апреля 2016 года. А в августе того же года НБУ внес East-West United в список банков, попадающих под подозрение проведения рисковых финансовых операций.

Думаю, что новый санкционный список США от 6 апреля получит продолжение, и не удивлюсь, если там появится новые имена и названия компаний. В том числе АФК «Система» и фамилия его акционера. И не только она одна.