Савва Кулиш и его Варвара: Как неудачное знакомство может стать счастьем всей жизни

Савва Кулиш и его Варвара: Как неудачное знакомство может стать счастьем всей жизни

Во время первой встречи они совершенно не понравились друг другу, а после прожили вместе почти 40 лет. За эти годы они научились чувствовать друг друга без слов. Возможно, не будь её рядом не снял бы он "Мёртвый сезон", "Сказки… сказки… сказки старого Арбата", свой великолепный документальный цикл и Москве и ещё много других замечательных фильмов. Режиссёр и сценарист Савва Кулиш доверял своей Варваре больше, чем себе, а она вдруг поняла, что переняла его взгляд на окружающую действительность.

Новогоднее чудо

Отмечали старый Новый год. На праздничную вечеринку в Доме кино Варвара Арбузова пришла в сопровождении кавалеров. Выглядела она достаточно смело: обтягивающее короткое платье, изысканная прическа, яркий макияж. Даже сопровождавшие ее юноши были несколько ошеломлены внешним видом юной красавицы.

Савва Кулиш появился в Доме кино ровно в полночь, под бой курантов. Он выглядел совсем не так, как остальные гости праздника. Он был одет в какой-то лыжный костюм, на ногах красовались ботинки на шнуровке. Смотрел он довольно угрюмо, но после начал что-то энергично рассказывать о съемках, собрав вокруг себя толпу интересующихся.

Варваре он не понравился: ну как можно было прийти на праздник в такой одежде?! Впрочем, она тоже ни чем не зацепила его воображения. Слишком яркая, слишком вызывающая, совсем не похожая на советских девушек.

Варвара Арбузова, дочь знаменитого советского драматурга Алексея Арбузова, выросла среди знаменитых людей, с которыми общался и дружил отец. В семье всегда был достаток, девочка не знала, что такое нужда.

У Саввы все было по-другому. Его отец-кинооператор остался без работы, потому что в то время снимали всего 5-6 картин в год. Он отговаривал сына от поступления во ВГИК. Но Савва решил по-своему. На актёрское отделение его не взяли, слишком был молод. И 17-летний Савва поступил на отделение, где готовили операторов. К моменту знакомства с Варварой после окончания института прошло 2 года. На полнометражные фильмы его еще не приглашали, он был задействован в съемках для киножурналов.

Провидение

Встретились они после новогодней вечеринки только через полгода, случайно. Она спускалась на эскалаторе в метро, а он – поднимался. Они узнали друг друга, и Савва вызвался проводить её домой. Оказалось, что они живут на одной улице, в домах, стоявших друг напротив друга. Только Варя - в «писательском» доме, а Савва – в «киношном».

Незадолго до их второй встречи Савва потерял лучшего друга, с которым вместе учился и снимал дипломный спектакль. Позже он расскажет ей, что в тот момент, когда он увидел ее на эскалаторе, его будто что-то толкнуло. Словно кто-то подсказывал ему: это то, что тебе нужно! И он пригласил ее на американскую выставку. Они стали встречаться.

Он был очень увлеченным человеком и рассказывал о кино очень интересно, чем совершенно покорил младшего брата Варвары. Позже брат одобрил замужество старшей сестры, сказав, что этот юноша им подходит.

Предложение Варваре Савва не делал. Видимо, в её чувствах он был уверен. Он сразу пошел просить руки любимой у отца Вари, а потом у мамы. К её удивлению, они сразу дали своё согласие.

Свадьба была шумной и весёлой, отмечали её в ресторане «Прага». Варвара и тут удивила всех своим роскошным платьем и длинной фатой, которую несли Николай охлопков и Валентин Плучек. А случайные посетители ресторана встречали молодоженов, шедших в банкетный зал, бурными аплодисментами.

Счастье взаимопонимания

Они были счастливы рядом друг с другом. Варвара к тому времени окончила Московский педагогический институт и работала в школе для слабослышащих детей. Михаил Ромм пригласил его стажёром режиссёра в свою картину «Обыкновенный фашизм». С этого начался путь Саввы Кулиша в режиссуре. В 1966 он дебютирует с документальным фильмом «Последние письма», в 1968 покажет первую свою игровую картину «Мёртвый сезон».

Он снимал «Мёртвый сезон» в Ленинграде, а Варя оставалась в Москве. Но в какой-то момент он не выдержал, потребовал, чтобы она приехала к нему. И она бросила все и уехала к супругу в Ленинград.

С тех пор она часто приезжала к нему на съемки, старалась быть всегда рядом, обустраивая его быт, создавая атмосферу, в которой он мог творить.

Савва Яковлевич был в быту совсем беспомощен. Его не занимали нюансы ведения домашнего хозяйства. Варвара Алексеевна всем занималась сама. При этом она не видела в этом ничего особенного.

Он требовал постоянного внимания к себе, а Варвара с удовольствием это самое внимание проявляла. Ей действительно было интересно все, о чем он рассказывает, она живо интересовалась его делами. И ревновала, конечно. Вокруг него всегда было много актрис. Но он был очень заботлив к супруге, стараясь не волновать ее понапрасну.

Память сердца

В 2001 году он уехал на творческую встречу в Ярославль. Он неважно себя чувствовал накануне, и Варвара отговаривала мужа от поездки. Но подвести людей он никак не мог. Через сутки после приезда ему стало плохо прямо в гостиничном номере. 9 июня 2001 года его не стало.

Варвара Алексеевна долго не могла поверить в случившееся. А потом стала продолжать начатое им дело. Она возглавила киностудию НЭЦКИ имени Саввы Кулиша, учредила премию, которую ежегодно вручает талантливым молодым режиссерам на кинофестивале «Окно в Европу», одним из учредителей которого был Савва Кулиш.

Они прожили вместе почти 40 лет, но связь между ними не прервалась и поныне. Ибо ты жив, пока живы твои дела.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/040118/37296/