Напоминаю, я описываю выработанные группой из четырех моих хороших знакомых (непубличных) и меня сценарии развития событий вокруг конфликта в Украине. Каждый день публикуется 1 сценарий. Предыдущие два - см в предыдущих постах.
Перед третьим сценарием хотел бы сделать замечание по факту полученных комментариев, поскольку многие не могут понять сути "сценарного планирования". Сценарии имеют разную вероятность. Даже маловероятные сценарии - это тоже сценарии. Сценарии - это точки на "кривой возможностей". Между любыми двумя точками-сценариями есть бесконечно много промежуточных вариантов. Оценка вероятности сценариев основана на имеющейся на сегодня информации - новые вводные в ней не могут быть учтены по определению (например если завтра Китай вступает в войну, это всё поменяет, но учесть это невозможно). Сценарии нужны не чтобы успокоить или расстроить - они нужны чтобы понимать весь спектр возможностей.
Сценарий 3 – «Финский вариант».
Война уходит в зиму; у России недостаточно ракет для поражения инфраструктуры Украины, ПВО Украины становится эффективнее и ракетные атаки мало меняют ситуацию. На фронте либо уже зимой, либо после зимнего затишья продолжается медленное наступление Украины – освобожден Херсон, существенная часть луганской области, идет наступление на юг от Запорожья, постоянные атаки России на донецком фронте почти прекращаются. Количество жертв в российской армии перевалило за 100 000, похоронки во всех городах и всех слоях общества; эмиграция из России идет волнами, уехало к весне за год уже 2-3 млн человек. Весной мобилизовать кого бы то ни было нового крайне сложно; трудовая мобилизация неэффективна, начинают чувствоваться проблемы в МСП, где множество бизнесов встало из-за призыва, в IT, где более 50% ключевых специалистов уехало. Политически на фоне ужесточения критики власти со стороны ура-патриотов (становящихся увы-патриотами на глазах) власть вынуждена начать репрессии против них, тем самым защищая себя от радикалов, но и параллельно снижая накал милитаризма в обществе. Общество устало от войны, и власть вынуждена "переводить стрелки" - искать тех, кто виноват даже не в поражении, а в самом начале войны, внутри страны.
Тем не менее линия фронта меняется крайне медленно, война всем надоела и у Украины всё очевиднее проблемы с экономикой и всё больше жертв, а жертвы толерируются всё хуже. В Европе тоже хотят закончить конфликт – у них другая повестка, надо разбираться с переустройством экономики, к тому же продолжение конфликта ставит Европу в слишком большую зависимость от США, а там опасаются что смена президента в США в 2024 году может нести в себе риски изменения отношений «через океан».
В России рассматривается вопрос о применении в отношении Украины ядерного оружия, но либо Кремль не решается на это, либо НАТО удается убедить Кремль что применение ЯО в Украине означает смертный приговор всем, принимавшим и исполнявшим решение. Нерешительность Кремля скорее всего будет связана еще и с тем, что применение ЯО политически выдвинет на первый план как раз оголтелых ястребов, а достигнутая этим эскалация сама по себе может выйти из под контроля и вылиться в переворот.
В результате на секретных переговорах, на которых возможно будут посредники, стороны договариваются о том, что под контролем России останутся часть территории Луганской и Донецкой областей (возможно несколько больше, чем на 23 февраля 2022 года или в этих границах) и Крым. Украина получит за это право войти в НАТО и ЕС формально или неформально или хотя бы неограниченно развивать армию и вооружаться. Будет «Стамбул 1» по типу «Минска 2» но с гарантией ненападения; взаимные провокации прекратятся, наступит стабильность. Вероятно в этом сценарии Украина должна будет признать ЛНР, ДНР и Крым в границах 23 февраля 2022 года чтобы получить право на вхождение в НАТО и ЕС и гарантии НАТО о защите от нападения. Территории, де факто контролируемые Россией, за пределами границ 23 февраля 2022 года (if any) останутся в том же статусе что ЛНР/ДНР до 23 февраля 2022 года; однако стороны на этот раз возьмут реальные обязательства исключить военные провокации – на них реализуется сценарий «Северный Кипр».
В силу "самоограничения" принятием в состав России Запорожской и Херсонской областей Кремль на переговорах будет биться за сохранение за Россией хотя бы какой-то части этих территорий, пусть даже "тонкого прохода" в Крым, с Бердянском и Мелитополем внутри. Взамен легко будет получить и членство в чем угодно, и большую часть территорий "ЛНР/ДНР", и деньги и пр. Этот вопрос будет "камнем преткновения" на переговорах, его разрешение представляет из себя огромный риск для власти той страны, которая эти территории "отдаст".
В России будет предпринята попытка объявить о победе (поскольку Украина признает ДНР/ЛНР и Крым российскими), но общественное мнение будет считать итог войны поражением. Как ни парадоксально, возникнет шанс на улучшение отношений с Западом, небольшую часть санкций могут снять достаточно быстро, медленно будут сниматься и другие (но не все санкции) – при разумной внешней политике в течение лет 10 – 15 Кремль сможет убрать большинство (но не все) ограничений. 300 млрд резервов будут по решению суда переданы Украине, если только возврат их не будет частью сделки.
Вероятность средняя
Достигаемый уровень стабильности средний
Уровень приемлемости для мира Средний - низкий
Благоприятность для Кремля низкая
Благоприятность для России низкая
Благоприятность для Украины Средняя - высокая
Комментарии: средний - низкий уровень благоприятности сценария для мира связан с тем, что этот сценарий сохраняет прецедент вооруженной аннексии территории (пусть не в начальных границах) и тем не снижает глобальные риски, а также не повышает авторитет существующих правящих сил в развитом мире. Но Украина остается защищенной и может эффективно развиваться, угроза конфликта в Восточной Европе отодвигается как минимум на несколько лет, а то и десятилетие. Однако этот сценарий предполагает риск дестабилизации ситуации в России с непредсказуемыми последствиями.
Низкий уровень благоприятности для России обусловлен именно этим риском дестабилизации и потенциальным приходом к власти еще более радикальных сил.
Средний уровень благоприятности для Украины обусловлен очевидностью победы и наступлением внешней стабильности, однако признание потери территорий будет способствовать обострению внутриполитической борьбы и потере власти существующими властями, с вероятностью восстановления олигархического контроля над страной или прихода к власти правых радикалов, которые могут направить страну на путь поиска военного реванша: ни то ни то не будет способствовать интеграции в ЕС и развитию экономики, в перспективе есть риск разочарования населения в западном варианте развития и встречного разочарования Европы.
Оценка вероятности: сценарий реализуется при целом ряде условий: (1) У России не достаточно средств для уничтожения инфраструктуры Украины (вероятно); (2) Запад поставит эффективное ПВО (не определенно, вероятно); (3) Российская армия не сможет перейти в контрнаступление на широком фронте и будет продолжать отступать (очень вероятно); (4) США продолжат поставлять оружие Украине в объемах, достаточных для сдерживания и даже медленного наступления (вероятно); (5) НАТО будет готово принять Украину или хотя бы неформально вооружать ее (не определено); (6) Россия не применит ядерное оружие (вероятно); (7) Кремль решится на фактическое признание поражения (не так невероятно как кажется, если Кремлю предварительно удастся уничтожить радикальную оппозицию). Количество условий и их вероятность указывает на среднюю вероятность сценария, основная проблема - сделанное признание и включение в состав России запорожской и херсонской областей (именно этот факт существенно сокращает вероятность "финского варианта").
Будущее России в этом сценарии определяется способностью сегодняшнего политбюро удержать власть, не изменив курса и не изменив свой состав. Скорее всего будет предпринята попытка на фоне объявления «победы» (будут сравнения с Израилем, который после рейдов уходит из Газы или США, которые ушли из Ирака, наконец с итогами Финской войны) параллельно найти виновных в поражении и отдать их «народному гневу» - могут пройти массовые репрессии среди военных и заодно – среди потенциальных претендентов на власть и вообще радикального крыла милитаристов-патриотов. Вероятность удержания власти скорее высокая, но не исключены серьезные перестановки в верхних эшелонах, усиление влияния тех ключевых фигур, кто осторожно относился к конфликту. Вместе с тем, из произошедшего будут "извлечены уроки" и фокус будет на модернизации армии и подготовке к реваншу.
Вопрос удержания власти станет острее и потому милитаризация общества, поддержание статуса чрезвычайной ситуации и уровень несвободы будут быстро расти. В остальном всё как в предыдущих сценариях.