Какие сценарии развития событий вокруг Украины рассматривает французская разведка? Как избежать войны? Почему российская дипломатия не ищет компромиссов? На эти и другие вопросы дают ответы французские СМИ в день начала переговоров между США и Россией, которые называют решающими для будущего Украины.
Три сценария французской разведки
Французская разведка рассматривает три возможных сценария развития событий вокруг Украины. Об этом сообщает на своем сайте радиостанция Europe 1 в день начала переговоров между США и Россией в Женеве. Первый сценарий — полномасштабное вторжение в Украину. По данным французской разведки, Москва может это сделать менее чем за неделю. Вдоль украинской границы Россия развернула от 100 000 до 150 000 военных. Согласно этому сценарию, как с российской, так и с украинской стороны могут быть значительные человеческие потери. Источники Europe 1 сообщают, что на случай такого развития события британцы уже подготовили план срочной эвакуации своих граждан.
Аннексия Донбасса — сценарий, который изучается с особым вниманием, поскольку он считается более вероятным, пишет Europe 1 со ссылкой на высокопоставленного французского военного. Русские могут спровоцировать там инцидент и использовать его как повод для вмешательства, отправки сухопутных войск на сепаратистские территории.
Наконец, третий сценарий — захват стратегических городов на юге Украины для установления сухопутной связи с Крымом, аннексированным Россией в 2014 году.
При любых сценариях европейские штаб-квартиры предполагают, что Россия будет использовать стратегию «войны нового поколения», разработанную российским генералом Валерием Герасимовым, которая предполагает тотальный конфликт на военном, экономическом и информационном уровнях.
Российская дипломатия
«В отличие от европейцев, русские не ищут компромиссов. Для них дипломатия — это „игра с нулевой суммой“: если один выигрывает, другой проигрывает. В их менталитете не существует понятия беспроигрышный вариант», — говорит в интервью еженедельнику l’Express высокопоставленный французский дипломат и бывший посол Франции в США (2014 — 2019) Жерар Аро. Он признается, что неоднократно наблюдал за таким поведением россиян в ходе переговоров в Совете Безопасности ООН, где он был постоянным представителем с 2009 по 2014 год.
Бывший посол вспоминает, как во имя интересов Франции пошел на уступку (в интервью он не уточняет, о какой именно уступке идет речь), но русским «не пришло в голову сделать то же самое», какой бы маленькой эта уступка ни была. Дипломат считает, что Запад «обречен с Россией на вечное противостояние». В ситуации с Украиной Жерар Арно полагает, что русским необходимо дать понять, что «выход за рамки приемлемого обойдется им дорого».
«Вот уже пять лет как Эмманюэль Макрон протягивает руку Владимиру Путину. В 2017 году приглашал его в Версаль, затем принят его в Брегансоне. Канцлер Германии Ангела Меркель предприняла аналогичные попытки. Ничего не вышло. Настоящая загадка в том, чтобы понять, чего хочет Путин, зная, что ни французы, ни немцы не ненавидят русских. В любом случае, мы можем сделать одно наблюдение: у Путина никогда не было ни малейшего стремления к открытости или компромиссу в отношении Европы», — говорит бывший французский посол в США.
По его словам, Владимир Путин часто рискует и склонен к авантюрам, что он уже продемонстрировал ранее в Грузии, Украине, Сирии и других странах. «На самом деле Путин не шахматист, а игрок в покер», — полагает Жерар Аро.
Отвечая на вопрос о намерениях Путина в Украине, дипломат полагает, что российский президент хочет сделать из соседней страны «буферное государство, которое навсегда откажется от присоединения к НАТО». По словам Жерара Аро, Россия постоянно одержима идеей, что находится в окружении, в колице врагов, при этом дипломат напоминает, что у нее «нет выхода к теплому морю» и границы ее огромной территории (17 миллионов квадратных километров) по определению неконтролируемы.
«Для Москвы невыносимо видеть развевающийся в Таллинне или Риге флаг НАТО, также как и перспективу присоединения Украины к Западной Европе», — говорит французский дипломат.
У США ограниченное пространство для маневра
США столкнулись с самым масштабным дипломатическим кризисом с момента окончания холодной войны. Об этом пишет корреспондент правой газеты Le Figaro в Вашингтоне Адриан Жолмес, который называет встречу в Женеве попыткой снизить эскалацию и пересмотреть отношения России с НАТО.
Газета пишет, что на карту поставлена судьба Украины перед угрозой российского вторжения, а также безопасность континента. Американская дипломатия оказалась перед дилеммой, выбором между твердостью и уступчивостью. С одной стороны, есть риск военной эскалации с катастрофическими последствиями, а с другой — дипломатические уступки, которые могут дискредитировать гарантии безопасности США и НАТО.
Le Figaro считает, что Вашингтон имеет ограниченное пространство для маневра. Джо Байден исключил размещение американских войск в Украине, при этом пообещал суровые санкции в случае вторжения России, но, как признают в частном порядке дипломатические источники Le Figaro в США, с 2014 года санкции не предотвратили ни аннексию Крыма, ни фактическое отделение Донбасса, ни российские кибератаки, ни попытки Москвы убить своих оппонентов за рубежом.
Комментируя начало переговоров между США и Россией, корреспондент Le Figaro полагает, что надежды на достижение соглашения невелики: женевские переговоры складываются очень непросто, и ни одна из сторон не проявила намерения идти на какие-либо уступки. «Уровень недоверия, похоже, выше, чем когда-либо после распада Советского Союза», — пишет правая газета.
У некоторых союзников США есть опасения, что Вашингтон и Москва будут за закрытыми дверями вести диалог, не ставя их в известность о содержании. «Я не удивлюсь, если российские СМИ сообщат уже в момент переговоров, что США пошли на всевозможные уступки», — предупреждает на страницах Le Figaro высокопоставленный чиновник Госдепартамента США. Он заверяет, что эти переговоры 9 и 10 января носят ознакомительных характер и никаких обязательств сторон на данном этапе не предполагают. По его словам, «все, что обсуждается, должно быть рассмотрено в Вашингтоне и стать предметом обсуждения с партнерами и союзниками позже на неделе».