Война уходит в зиму; у России недостаточно ракет для поражения инфраструктуры Украины, ПВО Украины становится эффективнее и ракетные атаки мало меняют ситуацию, как и атаки иранскими дронами. Украинские войска берут Херсон, зимой интенсивность боев резко снижается, как и потери с обеих сторон, а когда наступает весна, оказывается, что мораль в российской армии очень низка, за зиму надлежащая подготовка не проведена, поставки вооружений сорваны, зато внутренние конфликты в руководстве армии и страны усилились. Украинская армия напротив использовала передышку для насыщения оружием, пополнения личным составом и выработки планов наступления.
Вариантом этого сценария является так же внезапное зимнее наступление ВСУ, которые будут использовать преимущество в экипировке и системах снабжения.
В итоге ВСУ получает возможность действовать сразу с трех направлений («север» с целью взять Луганск, «центр» с целью выйти к Азовскому морю взяв Бердянск и Мелитополь, и «юг», с целью отрезать Крым и выйдя с юго-запада к Мелитополю «взять в кольцо» остающиеся в Херсонской области силы российской армии. Удар настолько быстр, что российские войска вынуждены уходить из Херсонской области на восток, к границам Донецкой области. Видя развитие ситуации, Лукашенко отказывается вступать в войну и мягко выдворяет российскую группировку с территории Беларуси. США находят возможность надавить на Иран и тот прекращает поставки ракет и дронов.
События происходят слишком быстро для того, чтобы Кремль мог провести новую мобилизацию и заткнуть бреши, тем более что по всем опросам общество не готово к дальнейшей мобилизации. На сепаратных тайных переговорах Москвы и Вашингтона стороны договариваются что Россия не будет применять ядерное оружие в обмен на то, что Украина не будет атаковать Крым.
Снижение цен на углеводороды в мире и нарастающие экономические проблемы в России начинают серьезно влиять на общественное мнение. Разгромив в конце осени – начале зимы милитаристов-радикалов в страхе уступить им власть, Кремль остается один на один с «партией мира» и внутри элиты, и внутри общества. На «весах» политической стабильности мир начинает перевешивать войну.
Пока в Кремле идет проработка дальнейших действий, ВСУ наносят быстрый удар в сторону Волновахи и выходят к Новоазовску, отрезав Мариуполь от Донецка. На севере ВСУ стоят на подступах к Луганску. Кремль отчаянно нуждается в переговорах; однако успехи ВСУ не должны нас обманывать – потери при наступлении высоки, выше российских, в том числе теряется техника: обороняться ракетными системами удобно и сохранять их легко, но для наступлений и взятия городов нужны танки и мотопехота, а они сравнительно беззащитны в атаке. Выход фактически на границы 23 февраля 2022 года является очевидной победой Украины, и пока Кремль думает, как не потерять вообще всё, в Киеве должны задуматься о том, что испытывать судьбу опасно и нужно «фиксировать прибыль», тем более что Крым явно недоступен (Вашингтон считает, что атака на Крым будет означать ядерную войну).
В результате начинаются переговоры, на которых основным вопросом стоит прекращение огня и долгосрочное соглашение о ненападении. Кремль достаточно легко пойдет на него, понимая, что как только он будет готов, соглашение можно нарушить. Киев будет готов на него с условием что российские войска покидают ДНР/ЛНР и везде кроме Крыма восстанавливается украинская государственность. Россия, разумеется, не сможет подтвердить границу – изменения в конституцию уже внесены, обратного хода нет. Но вполне можно принять закон «О особом статусе некоторых территорий России, находящихся временно под контролем Украины» и жить с таким законом сколь угодно долго, вернее – до первого серьезного изменения баланса сил. Теоретически можно даже признать потерю территорий – ссылаясь на опыт Брестского мира, например. Николаю 2 это спокойно удалось после русско-японской войны. Но вряд ли от Кремля можно ожидать такой смелости – поэтому ждем специального закона. В ответ схожий закон примет Украина в отношении Крыма.
На радостях ЕС и США ослабят ряд второстепенных санкций и снимут территориальные санкции как с востока Украины, так и с Крыма. Поскольку соглашение будет обставлено множеством реверансов и экивоков, переход контроля к Киеву пройдет без репрессий, все пророссийские активисты будут тихо вывезены в Россию, а что уж с ними сделают в России – другой вопрос. Возможно Россия «отторгует» себе у Запада снятие санкций с особо приближенных к Кремлю политиков и бизнесменов, возврат части замороженных резервов и восстановление критически важных технологических связей, а так же свободу продажи сырья. Украина получит свободу в смысле вступления в ЕС и НАТО, и начнет оба процесса.
Как и в предыдущем сценарии ситуация будет стабильной, но здесь триггеры дестабилизации несимметричны: пока у России есть ядерное оружие, Украине просто не позволят атаковать Крым. Так что дестабилизация будет зависеть только от России - либо это будет получение Россией реального преимущества, либо ошибка, либо «Change of control».
Вероятность низкая
Достигаемый уровень стабильности Средний - высокий
Уровень приемлемости для мира Средний - высокий
Благоприятность для Кремля низкая
Благоприятность для России высокая
Благоприятность для Украины высокая
Комментарии: средний - высокий уровень благоприятности сценария для мира связан с тем, что этот сценарий приносит долгосрочную стабильность и дает основу для восстановления части региональных связей; при этом прецедент агрессии будет пресечен.
Высокий уровень благоприятности для России обусловлен облегчением экономической ситуации, прекращением войны и отсутствием необходимости тратить средства на восстановление территорий. Вместе с тем поражение Кремля может заставить его пойти на некоторые прогрессивные реформы с целью дистанциироваться от «ура-патриотического» крыла и снизить вероятность радикального переворота.
Высокий уровень благоприятности для Украины обусловлен обеспечением мира и возможности экономического развития, удовлетворением (правда – не на 100%) стремления к справедливости и возмездию, ощущением победы и единением нации на этой почве.
Оценка вероятности: сценарий реализуется при ряде условий: (1) У России не достаточно средств для уничтожения инфраструктуры Украины (вероятно); (2) Запад поставит эффективное ПВО (не определенно, вероятно); (3) Российская армия не сможет подготовится для противостояния ВСУ на широком фронте (мало вероятно); (4) США продолжат поставлять оружие Украине в объемах, необходимых для наступления (мало вероятно); (5) Россия не применит ядерное оружие (в этом сценарии вероятно); (6) Кремль нейтрализует «ура-патриотов» и потенциальных претендентов на власть в стане ястребов настолько, что не побоится фактически признать поражение в войне (мало вероятно). Количество условий и их вероятность указывает на низкую вероятность сценария.
Будущее России в этом сценарии состоит в «возвращении в недавнее прошлое» на более низком витке – в стране будет восстанавливаться ситуация 19-20 годов, но с большей долей государства в экономике, меньшими доходами бюджета, более явной стагнацией и более низкими доходами населения, выраженным кадровым голодом и более внятным противостоянием различных кланов элиты. Фактически страна повторит метаморфозу Российской Империи после русско-японской войны.
Будущее Украины крайне неопределенно из-за сложности предсказать политический расклад. В плохом сценарии в стране разгорится конфликт между национал-патриотами и либеральными западниками, в результате которого находящаяся сегодня у власти коалиция умеренных националистов и либералов-западников будет заменена на радикальных националистов; в этом случае ждать экономических реформ и быстрого роста не стоит, страна будет оставаться бедным форпостом НАТО на востоке, вряд ли войдет в ЕС и в НАТО в итоге; с течением времени есть вероятность изменения настроений – маятник качнется «на восток» (в частности если в России произойдет change of control.
В хорошем сценарии власть в Украине будет стабильной и страна, избавившись от войны и проблем на востоке и от олигархических сил, получит импульс для быстрого развития, по-своему повторив путь Южной Кореи. В этом варианте через 15 лет Украина может стать одной из самых развитых и богатых стран Европейского Союза; вряд ли она догонит Германию, но легко перегонит Польшу и Италию. Жаль, что для такого исхода требуется не только маловероятная «Малая победа», но и «хороший сценарий», вероятность которого не выше 50%.