«Щит и меч»: Как фильм разрушил стереотипы о разведчиках и изменил судьбу Олега Янковского

«Щит и меч»: Как фильм разрушил стереотипы о разведчиках и изменил судьбу Олега Янковского

6 апреля исполнилось 88 лет известному актеру и режиссеру, народному артисту РСФСР Станиславу Любшину. Одной из самых ярких его киноработ стала роль советского разведчика Александра Белова (Иоганна Вайса) в фильме «Щит и меч». Еще за 5 лет до появления на экранах легендарного Штирлица мальчишки во дворах играли в разведчика Вайса, который стал культовым киногероем. На самом деле у него был реальный прототип, благодаря которому удалось разрушить стереотипные представления о разведчиках. Знаковым этот фильм был и для Олега Янковского, ведь он стал переломным моментом в его судьбе.

1967-й год в советском кинематографе должен был стать знаковым: 50-я годовщина революции не могла остаться без внимания, и практически все фильмы так или иначе были связаны с этой темой. Кроме того, в декабре был еще и 50-летний юбилей органов госбезопасности и внешней разведки, и к этой дате кинематографистам поручили выпустить фильм о военных разведчиках. В Госкино пересмотрели десятки сценариев, но всем им не хватало масштабности.

Прототипы главного героя

И тут кинематографисты вспомнили об опубликованном в 1965 г. романе писателя и главного редактора журнала «Знамя» Вадима Кожевникова «Щит и меч» о советском разведчике Александре Белове, который в 1940 г. выехал в Германию под именем немца-репатрианта Иоганна Вайса и к 1944 г. внедрился в службу СС. Поначалу Кожевников планировал написать роман о разведчиках, работавших под прикрытием в Америке. Он даже попросил в КГБ устроить ему встречу с легендарным советским разведчиком Рудольфом Абелем. Но после того, как тот прочитал первые главы, наотрез отказался использовать факты своей биографии в романе и стать прототипом главного героя – он показался ему авантюристом в духе Джеймса Бонда. В итоге единственное, что осталось от него в литературном герое, – это имя: Абель – А. Белов.

Тогда писателю посоветовали писать не о современной разведке, а о времени Второй мировой войны, и познакомили его с разведчиком-диверсантом Зоричем – Александром Святогоровым. В годы войны он занимался разработкой агентурной сети на оккупированных территориях, был заброшен в немецкий тыл, где провел ряд блестящих операций, внедрился в немецкую разведшколу и участвовал в ликвидации одного из шефов СС. Именно он и стал главным прототипом героя фильма, хотя этот образ был собирательным – создатели фильма ориентировались не только на личность Святогорова, как это было в романе, но и на Рихарда Зорге, Николая Кузнецова и др.


Как Владимир Басов не оправдал ожиданий высокого руководства

До юбилея оставался всего год, в течение которого нужно было успеть написать сценарий, выбрать натуру для съемок, собрать съемочную группу и успеть завершить работу над фильмом до конца 1967 г. Экранизировать роман поручили актеру и режиссеру Владимиру Басову – так быстро, как он, на тот момент никто не снимал. Он мгновенно решал режиссерские задачи, молниеносно принимал решения и, приступая к работе над фильмом, уже четко представлял себе конечный результат.

Сценарий Басов писал вместе с Кожевниковым. Они оба с самого начала понимали, что в такие сжатые сроки снять фильм вряд ли получится. Они даже не надеялись на то, что их сценарий будет утвержден – Басов и Кожевников не хотели, чтобы образы врагов выглядели карикатурно, и изобразили немцев из Абвера сильными противниками, умными и образованными, что противоречило существующим в советском кино традициям. Сценаристы опасались того, что после многочисленных правок останется очередной схематичный героический сюжет о превосходстве советских разведчиков над недогадливыми и недалекими фашистами. К их удивлению, первый же вариант сценария утвердили без исправлений.

На «Мосфильме» распорядились немедленно приступать к съемкам. Однако Басов не хотел гнать лошадей и халтурить – он понимал, что совместить «быстро» и «качественно» в создании серьезного фильма о разведчиках просто невозможно. Его постоянно вызывали к руководству, подгоняли, отчитывали за срыв сроков, грозили снять картину с производства, но все же дату премьеры пришлось отложить. В результате с поставленной перед ним задачей режиссер не справился: первые две серии фильма вышли гораздо позже юбилея спецслужб, только в августе 1968 г. Зато результат превзошел все ожидания: «Щит и меч» попал в десятку самых кассовых фильмов за все время существования советского кинематографа, первые же серии посмотрело больше 68 млн зрителей!


Неказистый герой

Многих удивил сделанный режиссером выбор актеров – на главную мужскую роль Басов пригласил Станислава Любшина, который внешне совсем не был похож на стереотипного «героя». В Госкино его кандидатуру тут же забраковали – мол, уж слишком невзрачный и неказистый, мягкий и спокойный, недостаточно мужественный и фактурный. Как же так, главный герой фильма серый и неприметный, а его враги – умные, сильные и яркие! Тут на помощь режиссеру пришел сам Святогоров – он убедил комиссию, что именно так и должны выглядеть настоящие разведчики: внешне ничем не примечательные, не запоминающиеся с первого взгляда, растворявшиеся в толпе.


Впрочем, назвать Любшина недостаточно мужественным все же никак нельзя – при всей внешней интеллигентности, в нем чувствовалась внутренняя сила. Сам актер был очень рад возможности сыграть подобную роль, ведь он с детства мечтал стать разведчиком. Когда началась война, ему было всего 8 лет, но он так хотел попасть на фронт, что сбежал из дома. Его разыскали, вернули и посоветовали подумать о другой профессии, а для начала немного подрасти.

Этот фильм разрушил стереотипы о разведчиках, и зрители это оценили. Кинокритик Александр Шпагин писал: «Щит и меч» появился в 1960-е годы, когда было развенчание советского пафоса, который был характерен для кинематографа 30-х и 50-х годов. Поэтому, когда появлялись такие пафосные картины про разведчиков, как, например, «Вдали от Родины» или «Без вести пропавший», над ними уже смеялись – пафос раздражал. Разумеется, к реальной работе реальных разведчиков все наши картины не имели никакого отношения». Одним из главных достоинств фильма стал намеренный уход от штампов, пафоса и бравады.


Как Владимир Басов зажег звезду Олега Янковского

Басов обладал поразительной режиссерской интуицией и редко ошибался, выбирая актеров на те или иные роли. Его безусловной творческой победой стало решение доверить роль Генриха Шварцкопфа на тот момент никому не известному 23-хлетнему актеру Саратовского драмтеатра Олегу Янковскому. И это произошло благодаря счастливому случаю. Однажды в ресторане Басов обратил внимание на юношу, который, по его мнению, внешне был очень похож на молодого арийца. Жена режиссера, актриса Валентина Титова, сыгравшая в фильме «Щит и меч» главную лирическую героиню, сказала, что именно так и должен выглядеть Генрих. На что режиссер ей ответил: «Таких лиц у актеров не бывает. Скорее всего, это какой-нибудь физик или филолог». Возможно, если бы не эта случайная встреча, Олег Янковский никогда бы не стал всесоюзно известной звездой кино.


Узнав о том, что этот молодой человек – все-таки актер, Басов тут же утвердил его на роль. На съемках неопытному актеру было очень непросто: он неумело держался в кадре, у него были большие проблемы с дикцией, из-за чего режиссер постоянно кричал ему: «С такой кашей во рту ты никогда не будешь актером!» Во многом благодаря такой суровой школе он активно принялся работать над собой – и с «нелегкой» руки Басова попал в большое кино. После триумфального дебюта его актерская карьера стремительно пошла на взлет, и с тех пор он сыграл около 100 ролей.


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/060421/49500/