"Сдача и гибель креативного класса" - Игорь Эйдман

"Сдача и гибель креативного класса" - Игорь Эйдман

Есть известная работа Аркадия Беленкова об Юрии Олеше "Сдача и гибель советского интеллигента". Постреволюционная интеллигенция в СССР, пытаясь приспособиться к сталинизму, "идти в ногу со временем", совершила нравственное, а затем творческое самоубийство.

Сейчас интеллигенции нет. Есть отдельные интеллигенты, но социальный слой этот давно зачищен. Нишу интеллигенции занял так называемый креативный класс. В постсоветской России он, как и советская интеллигенция в прошлом, пытался идти "в ногу со временем". В 92 году в стране заработала рыночная экономика, а бывшие интеллигенты, ставшие "креативщиками", с энтузиазмом в неё вписались.

Большинство из них (нас) стали активно торговать на рынке своими навыками и талантами, отрабатывая любой "социальный заказ". Это относится не только к новомодным пиарщикам и политтехнологам, но и к большинству представителей традиционных интеллигентских профессий от художников, до журналистов.

Свои собственные взгляды и убеждения были оставлены за скобками, правильным стало всё за что платили деньги, сам факт оплаты оправдывал любую работу. Мой знакомый, известный политехнолог, например, на заказ разработал кампанию по дискредитации партии, за которую потом голосовал. И никакого когнитивного диссонанса это у него не вызвало, ведь за чёрный PR против любимой партии хорошо заплатили - это только бизнес ничего личного.

Гимном новой "интеллигенции", то есть российского креативного класса могли бы стать стихи поэта Серебряного века Александра Тинякова:

"Все на месте, все за делом

И торгует всяк собой:

Проститутка статным телом,

Я - талантом и душой!

И покуда мы здоровы,

Будем бойко торговать!

А коль к нам ханжи суровы,

Нам на это наплевать!".

Совершу каминг-аут, но только в другом смысле, чем герой этих заметок, о котором ниже. Я тоже с середины 90-х - до 2007 года занимался политехнологиями, PR, избирательными компаниями и прочим (в российских условиях) непотребством.

Большинство из нас воспринимали свою работу, как безбашенную игру, цирковое шоу, возможность валять дурака, умирать со смеху, самовыражаться за счёт стандартного "лоха заказчика". В 90-е и в начале нулевых таких заказчиков информационных и политических проектов было много, они конкурировали друг с другом. А потом этот рынок монополизировался. На нем была установлена монополия власти и её партнёров. Большинство рыночных интеллигентов это не смутило. Главное, чтобы деньги платили, а кто - какая разница.

А потом эта власть начала воевать и массово убивать, а своих креативных рабов заставила сочинять оправдания этим убийствам. И опять, почти никто не отказался. Как говорится, коготок увяз - всей птичке пропасть. Весёлые выдумщики, болтуны и авантюристы превратились в военных преступников, ответственных за гибель тысяч людей. Параллельно они деградировали творчески и интеллектуально. Превратились в злобных и тупых монстров. Я помню времена, когда не только Александр Гордон, но даже его тогдашний телепартнер Владимир Соловьев, казались вполне интеллигентными людьми.

Красовский просто оказался первым учеником в этой школе подлости. Казус Красовского интересен только в качестве дошедшего до логического завершения случая морального и интеллектуального вырождения российского креативного класса.