«Сегодня в мире - «Новости из-за поребрика» Социально-экономический блок (9 февраля)» - Влад Пономарь

«Сегодня в мире - «Новости из-за поребрика» Социально-экономический блок (9 февраля)» - Влад Пономарь

"Экономическая ситуация РФ вошла в штопор" (09/02/2018):

1.Западные банки отказались финансировать "Турецкий поток".
"Газпрому" не удалось договориться с европейскими и американскими банками о выделении проектного финансирования на газопровод "Турецкий поток".
Трубу в Турцию, которая строится через Черное море на мощностях, изначально запланированных для закрытого Еврокомиссией проекта "Южный поток", "Газпрому" придется оплачивать за счет собственных средств, сообщил на встрече с инвесторами в Лондоне зампред правления холдинга Андрей Круглов.
Уложиться в изначальную смету при этом не получается, признал он. "Мы говорили что стоимость проекта составит порядка $6 млрд, сейчас мы оцениваем где-то порядка 7 млрд", - сказал Круглов.
Та же судьба, напомним, постигла проект Nord Stream 2 стоимостью 9,5 млрд евро. Изначально планировалось, что 70% затрат окупит проектное финансирование, однако найти банки, которые захотели бы его предоставить не удалось, сообщил в сентябре Райнер Зееле - глава австрийской газовой корпорации OMV, которая вместе с еще четырьмя европейскими компаниями подписалась на участие в строительстве.
В общей сложности трубы в обход Украины, в Турцию и в Китай ("Сила Сибири") будут стоить "Газпрому" $27 млрд, сообщил Круглов. Их строительство будет оплачено за счет долга, размер которого компания к 2020-му году будет вынуждена увеличить на 1,8 трлн рублей, подсчитали аналитики Fitch.
Проектное финансирование - это более выгодные и долгосрочные займы, но такая возможность заблокирована угрозой санкций США, говорит аналитик Moody’s по нефтегазовому сектору Денис Перевезенцев: в нем прописано, что президента США имеет право заблокировать активы и закрыть доступ к американской банковской системе для тех, кто инвестирует в строительство Россией экспортных трубопроводов.
"Дамоклов меч" подвешен не только над потенциальными кредиторами "Газпрома", но и над его подрядчиками. В строительстве "Турецкого потока" участвуют зарубежные компании, которые сдают объекты "под ключ", санкции запрещают не только денежные вливания, но и техническую помощь. За 9 месяцев 2017 года "Газпром" потратил потратил на капитальные вложения и инвестиции 1,081 трлн рублей, при том что от операционной деятельности получил денежный поток на сумму лишь 612,8 млрд рублей.
С учетом выплаты дивидендов (191,7 млрд рублей) разрыв между доходами компании и основными расходными статьями оказался почти двукратным и составил 661,9 млрд рублей. Покрывать его пришлось, увеличивая долг и проедая накопленные на банковских счетах запасы: их размер по сравнению с 2016 годом сократился втрое и на 1 октября был минимальным с 2011 года (499,6 млрд рублей).
Общий долг "Газпрома" превысил 3,1 трлн рублей, а чистый (т.е. не покрытый денежными резервами) - за квартал подскочил на 37% и вышел на новый исторический рекорд в 2,6 трлн рублей.

2. Oracle лишает софта российский нефтегазовый сектор.
Один из крупнейших мировых производителей программного обеспечения, американская Oracle предупредила об ужесточении санкций против российских нефтегазовых компаний, включенных в санкционный список США. Начиная с 29 января 2018 года Oracle запрещены как новые сделки с этими компаниями, так и продление, изменение и обновление действующих контрактов.
Речь идет о запрете предоставлять, экспортировать или реэкспортировать товары, услуги и технологии в поддержку глубоководной и арктической шельфовой разведки, добычи или сланцевых проектов, имеющих потенциал нефтедобычи, если в них вовлечено лицо, подпадающее под действие американской директивы №4. Ограничение также касается любых возобновлений, изменений или продлений уже заключенных контактов, однако не распространяется на предоставление финансовых услуг, например, по бухучету или страхованию.
В январском письме Oracle содержится список компаний, подпадающих под санкции. В нем фигурируют 283 названия, в том числе предприятия "Газпрома", "Роснефти", ЛУКОЙЛа и "Сургутнефтегаза". Санкции применяются и к тем структурам, в капитале которых доля включенной в список компании составляет от 33% или она имеет большинство прав голоса.
Зависимость находящейся под санкциями США с 2014 года нефтегазовой отрасли РФ от иностранного ПО высока, и полный запрет на продукты Oracle нанесет отрасли большой ущерб, уверен источник в одной из нефтекомпаний. В отрасли используется много решений американского разработчика, это могут быть как отдельные программы, так и решения в связке с продуктами других разработчиков, например использование СУБД Oracle для решений SAP, которые внедрены почти во всех нефтекомпаниях России.
Oracle стала не первой американской компанией, ужесточившей работу с российскими заказчиками из-за санкций. В конце прошлого года Merlion и RRC, российские дистрибуторы Microsoft, ввели новые ограничения на продажу ее софта для более чем 200 фирм в России.
Отечественные разработчики пока не воспользовались в полной мере курсом на импортозамещение, объявленным российскими властями после введения санкций. Например, федеральные государственные информационные системы продолжают работать в основном на системах управления базами данных Microsoft (38,6%) и Oracle (25,4%), тогда как российские аналоги используют только 2,9%.

3. Дыра в реальном секторе экономики России выросла в 1,5 раза.
В балансах компаний и предприятий реального сектора экономики продолжает расти "дыра".
В прошлом году 13577 российских юрлиц были признаны банкротами, следует из данных Федресурса: в числе неплатежеспособных оказались 12 стратегических предприятий и одно градообразующее.
И хотя общее число банкротов выросло на 7,7%, в денежном выражении сумма оставленных ими долгов взлетела в 1,5 раза.
Объем требований к компаниям, проходящим процедуру банкротства, к концу года достиг 3,457 трлн рублей (против 2,252 трлн рублей год назад).
С учетом завершенных дел о банкротстве суммарная "дыра" в неплатежеспособных компаниях превысила 5,3 трлн рублей (3,9 трлн - год назад). Это 5,4% российского ВВП (который Минфин оценивает в 92 трлн рублей) и больше, чем государство тратит на национальную оборону и нацбезопасность и правоохранительную деятельность вместе взятые (5,1 трлн рублей).
Хуже всего обстоят дела в строительстве - на этот сектор приходится 20% всех компаний, находящихся в стадии конкурсного производства на конец декабря 2017 года. Еще 11% банкротов - компании, занятые в сфере операций с недвижимостью. "За год число банкротов в строительстве выросло на 12%, а в сфере операций с недвижимостью - на 11%", - говорится в исследовании.
При этом почти все долги реального сектора остаются невозвратными: в 2017 году с банкротов удалось взыскать лишь 5,5% от суммы требований, или 103 млрд рублей (по завершенным делам). Год назад было 6%, а в 2015-м - 6,3%.
Количество дел, где требования кредиторов не были удовлетворены вовсе, выросло на 16%, до 4475.
Количество банкротств в России штампует рекорды практически в ежемесячном режиме: в ноябре был перекрыт пик марта 2015 года, когда на фоне санкций Запада и обвала цен на нефть российская экономика отправилась в самую продолжительную за 20 лет рецессию.
В относительном выражении (по доле банкротов среди всех зарегистрированных юрлиц) "смертность" бизнеса близка к историческому рекорду, который был поставлен в конце кризисного 2009 года, подсчитали эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.
Спад промышленного производства и сжатие платежеспособного спроса лишь частично объясняют происходящее, говорит руководитель направления реального сектора ЦМАКП Владимир Сальников: на бизнес активно давят налоговики. Статистика Росстата и Минфина подтверждает: за январь-сентябрь прибыль в экономике сократилась на 8,8%, а сборы по налогу на прибыль выросли на треть. Доначисления бизнесу по итогам налоговых проверок за первое полугодие выросли на 20%, до 220 млрд рублей.
Банкротится малый и средний бизнес, тогда как у крупного есть доступ к капиталу и опора на государство - формальная или неформальная, отмечает основатель консалтинговой компании Sapiens Consulting Святослав Бирюлин.
"У малого и среднего бизнеса всего этого чаще всего нет. И в ближайшие годы ему не приходится надеяться на улучшение внешней конъюнктуры", - говорит он: предпосылок для того, чтобы нефть подорожала, а капитал подешевел, нет и не предвидится.
"Государство последовательно и методично наступает на малый бизнес - от ограничений применения вмененного налога до ЕГАИС и электронных чеков. И в ближайшие годы это наступление, судя по всему, продолжится", - предупреждает Бирюлин.

4. Российские биржевые индексы упали.
Согласно данным Московской биржи, индекс Мосбиржи к снизился на 1,08% — до 2202,97 пункта, индекс РТС упал на 1,41% — до 1193,64 пункта.

5. ЦБ отозвал лицензию у банка «Финансово-промышленный капитал».
Кроме того, ЦБ отозвал лицензии у трех страховых компаний.

6. Глава ВТБ ожидает сокращения количества банков в России.
Глава ВТБ Андрей Костин заявил, что ожидает дальнейшего сокращения количества кредитных организаций в России.
«Вообще состояние банковского сектора, если брать международные оценки Давосского форума, в частности, Международного валютного фонда, всегда считалось слабым звеном во всей системе российской экономики и управления. Поэтому эти процессы, видимо, обязательны, количество банков будет сокращаться»,— приводит его слова ТАСС.

7. Акции ТМК упали на 4,57% после переноса IPO «дочки».

Российский производитель труб ТМК , подконтрольный бизнесмену Дмитрию Пумпянскому,
отложил IPO американской дочерней компании из-за неблагоприятных рыночных условий.
В конце января американский дивизион ТМК - компания IPSCO - объявила, что начинает публичное размещение акций на Нью-Йоркской фондовой бирже, ценовой диапазон IPO компании был
определен между $20,00 и $23,00 за акцию.

8. Банковскому сектору послали новую «черную метку».
Российских вкладчиков через суд заставляют вернуть деньги в «убитые» банки. Что делать тем, кто попал в такую ситуацию?
Агентство по страхованию вкладов в массовом порядке требует от россиян возврата средств, снятых ими со счетов в банках, у которых через некоторое время (обычно примерно через месяц) были отозваны лицензии. Какие-либо доказательства недобросовестности вкладчиков и наличия у них инсайдерской информации при этом обычно отсутствуют. Тем не менее, суды завалены исками, и большинство из уже вынесенных решений были в пользу АСВ.
Обоснования зачастую выглядят абсурдно. Как говорится в одном из судебных постановлений, ответчик, снявший сбережения с собственного вклада более за чем две недели до банкротства банка, «мог и должен был быть осведомлен о неплатежеспособности [банка], т. к. в СМИ и Интернет имелись доступные неограниченному кругу лиц сведения о невыполнении банком своих обязательств», а значит, ему следовало проявить сознательность и «стать наряду с другими клиентами кредитором Банка». Как отметил экономист Владимир Милов, «весь иск построен на том, что вкладчик знал, что банк проблемный, и обязан был не дергаться, а вставать в общую очередь на заклание (конкурсное производство)».
Мы поинтересовались у экспертов, что побудило АСВ пойти на такие меры, не подорвут ли они окончательно и без того слабое доверие к российской банковской системе и как следует поступать гражданам, против которых уже поданы иски, а также тем, кто может оказаться в такой ситуации в будущем.

9. Минфин увидел риск дефолта по обязательствам ВЭБа в текущей схеме работы "фабрики" (в комментариях).

10. Инженеры ядерного центра в России майнили биткоины на суперкомпьютере.
Федеральная служба безопасности задержала двоих инженеров ядерного центра в Сарове, которые использовали суперкомпьютер для заработка криптовалюты.

11. Юрист: Россиян не известят о суде над ними и не дадут возможности обжаловать приговор.
Проект поправок в Гражданский и Арбитражный процессуальные кодексы, а также в Кодекс административного судопроизводства, внесенный в Госдуму Верховным судом, осложнит обжалование решений, зато даст возможность для вынесения приговоров в отсутствие участников процесса. Как рассказал кандидат юридических наук Дамир Гайнутдинов, предложенные способы «разгрузки» судов от «бумажной работы» неприемлемы.

12. Не выходить из дома и не выглядывать из окон: как Академгородок готовят к приезду Путина.
С улиц до асфальта убрали снег и смелые плакаты, а по квартирам ходят полицейские.
В Новосибирск приезжает Путин. Жителям Академгородка уже дали инструкции, как вести себя в этот день. Полиция обходит квартиры, окна которых выходят на главные магистрали, и просит жильцов оставаться дома и не смотреть в окна. Кроме того, в городе сняли смелые рекламные плакаты, заменив их на более скромные.

13. Пьяным судьям гаишник не указ. Сотрудникам ДПС запретили отстранять от вождения машины пьяных судей.

Вступил в силу приказ МВД России, который изменил правила общения инспекторов ДПС с некоторыми категориями водителей. Пьяные судьи могут вздохнуть спокойно — сотрудники ГИБДД теперь не имеют право отстранять их от управления и направлять на медосвидетельствование.

Влад Пономарь