"Серийные шкодники переводят стрелки" - Юрий Христензен

"Серийные шкодники переводят стрелки" - Юрий Христензен

- Российский президент, объявляя о попытке аннексии украинской территории в неизвестных границах, 33 раза упомянул Запад, 10 раз США и всего 6 раз Украину.

- Такое впечатление, что он воюет с Западом, а не с Украиной.

- Это вотэбаутизм - перевод стрелок. Когда ребенок понимает, что сделал какую-то бяку, он оправдывается тем, что в соседней школе другой ребенок сделал такую же бяку.

- Но ведь так не работает. Он получит по заднице за себя и за того парня из соседней школы!

- Серийные шкодники учатся переводить стрелки. В детстве они говорят бесхитростно - "Я разбил стекло, но и Вася разбил стекло!" Когда подрастут, сравнивают свой поступок с десантниками, которые бьют стекло на показухах. Став президентом они уже умеют подменять эмоцию и повестку, чтобы подать свою бяку чем-то вынужденным и героическим.

- Это как?

- Смотри, шкодник-президент говорил свою речь после бомбежки "присоединяемых" и после угрозы применения ядерного оружия. Он понимает, что делает очередную бяку. И действует на основании опыта предыдущих бяк.

Он переводит стрелки - "США превратили в руины Дрезден и сбросили ядерные бомбы на Японию. Почему им можно, а нам нельзя!"

При этом он подменяет контекст. В его речи нет предыстории бомбардировок Германии и Японии во Второй мировой. Он опускает, что за несколько лет до бомбардировок, именно эти страны развязали агрессивную войну.

Он подменяет эмоцию. США и Британия у него делали плохо. Они бомбили Дрезден "безо всякой военной необходимости", а Японию - "чтобы запугать мир". При этом он поступаем хорошо. Его действия вынуждены, - это ответ на "агрессию англо-саксов."

- Ну, да. Бомбить присоединяемых, чтобы сделать им хорошо. Неужели в это кто-то поверит?

- Эмоции блокируют критическое мышление. Те, кто поверит в эмоцию, не станут обращать внимания на подмену контекста.

- Он действительно верит в то, что говорит?

- Нет. Серийный преступник манипулирует людьми, заставляя их поверить в свою ложь. Но сам он ни во что такое не верит. Он использует подмену, чтобы уйти от ответственности за совершенные преступления.

- Думаешь, получится?

- В этот раз навряд ли. Критическое мышление легко отключить, когда событие не касается человека непосредственно. Когда разбили окно соседу, а не ему. Но наш серийный убийца разбил слишком много окон.

Он побил горшки с европейцами, развязав газовую войну. Разрушил отношения с Украиной. Нагадил упоминаемым их англо-саксам. Подвел Индию и Китай. И даже собственное население оторвал с дивана, принудительно отправив на войну.

- А ядерную бомбу он применит?

- Если конвенциональная война не принесет то, что можно продать в качестве победы, он применит неконвенциональное оружие. Но нужно понимать, что кибератаки, вмешательство в выборы, теракты - это тоже неконвенциональное оружие. Подрыв газопровода преследует в террористической войне те же цели, что и ядерная угроза. Запугать, принудить, победить.

- И сколько это продлится?

- Не знаю, сколько, но знаю чем закончится. В прошлый раз об аннексии чужой территории заявлял Саддам Хусейн в ответ на "просьбу братского кувейтского народа войти в большую арабскую семью!" Тогда ему тоже "гадили англо-саксы", а союзниками он считал Россию и Китай. Где сейчас Хусейн, Ирак и Кувейт?

- Ну, у Хусейна не было ядерного оружия.

- Было химическое, которое он не применил. Зато применил все методы террористической войны, которые мы наблюдаем сегодня. С подрывами нефтепроводов, экологическими катастрофами, терактами и поддержкой революционных оборванцев. Были такие же санкции. И была конвенциональная война между иракской армией и международной коалицией.

- Думаешь, этого диктатора тоже повесят?

- Не уверен, но жизнь свою он вряд ли закончит в постели. И в учебники попадет не со светлой стороны истории. И вся страна будет долго отмываться от того, что она сотворила.

- Зачем он это делает?

- Самореализация. Когда человек всего достиг, он начинает реализовывать свою мечту. Россияне выбрали себе президентом человека, который мечтал о войнах и терактах, засыпая над конспектами в Школе КГБ. Теперь они не могут от него избавиться. Потом они будут за это платить.