Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков признал, что новые санкции США против «Северного потока — 2» способны затруднить достройку нового газопровода. Действительно, несмотря на то что президент Дональд Трамп наложил вето на уже одобренный конгрессом военный бюджет – а в нем как раз и содержались новые санкции, – уходящая администрация подчеркивает, что новый пакет будет одобрен в любом случае и уже призывает западные компании воздержаться от участия в строительстве газопровода.
И это как раз та позиция, в которой взгляды администрации Дональда Трампа вряд ли будут отличаться от взглядов администрации Джозефа Байдена.
В Кремле вряд ли с восторгом воспринимают ситуацию, в которой проект, находившийся уже буквально на последних стадиях осуществления, забуксовал именно тогда, когда можно было задумываться о торжественной церемонии запуска газопровода – по сути, последнего маршрута, который позволил бы России уже в недалеком будущем отказаться от услуг украинской газотранспортной системы.
Именно это делает «Северный поток — 2» не просто проектом экономического сотрудничества России и Германии, но настоящим символом российской экспансии, причем прежде всего политической.
ДАЖЕ БОЛЬШАЯ ВОЙНА НЕ СОЗДАСТ ПРОБЛЕМЫ С ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕМ ЕВРОПЫ
Когда Украина будет в буквальном смысле слова «окружена» подводными маршрутами из России в Европу, она не просто потеряет деньги от транзита – в конце концов, без денег от «трубы» нужно научиться жить, для Украины это в определенном смысле такая же экономическая ловушка, как для России – нефтедоллары.
Она станет страной, крайне уязвимой для политического давления из Кремля. Потому что даже большая война на территории такой страны не создаст проблемы с энергоснабжением Европы. И у Кремля будет куда больше возможностей для маневра и времени для осуществления любых агрессивных действий.
Именно поэтому Владимир Путин если не с первых дней своего президентства, то по крайней мере с первых дней после того, как Кремль установил собственный контроль над «Газпромом» после разгрома кланов создателей компании во главе с ее многолетним руководителем Рэмом Вяхиревым, активно поддерживает стратегию «альтернативных газопроводов».
Более того, Путин стал высокопоставленным лоббистом этих проектов, он не раз посещал страны, через территорию которых должны были проходить разнообразные «потоки», встречался с их лидерами, убеждал, увлекал, искал компромиссы… Отдельная история – это интерес Москвы к немецким политикам и бизнесменам, многие из которых стали беззастенчивыми пропагандистами российских трубопроводов, а бывший федеральный канцлер Герхард Шредер так и вовсе – лицом компании.
ТРАМП ПРИОСТАНОВИЛ СТРОИТЕЛЬСТВО, НОВЫЕ САНКЦИИ МОГУТ ЕГО ЗАМОРОЗИТЬ
Путину не повезло с Трампом. Если на многие действия российского президента его прощающийся с властью американский коллега готов был смотреть сквозь пальцы, то в случае с «Северным потоком — 2» Трамп понял четко: его достройка угрожает энергетическим интересам США. А была ли безопасность Украины причиной или поводом для жесткой позиции американской администрации – это теперь не самый главный вопрос.
Позиция Трампа и американские санкции приостановили строительство газопровода на завершающих стадиях. Новые санкции действительно могут заморозить проект. Это то наследие, которое Трамп оставляет Байдену – не самому большому поклоннику путинских талантов.
«УШИ ПУТИНА» НА ПЕРЕГОВОРАХ ЕС-США
Но Кремль может, как обычно, пытаться изменить американскую позицию с «черного хода». Если Байден, в отличие от Трампа, хочет восстановить те сердечные отношения, которые были у США с Европейским союзом, ему нужно отказаться от давления на европейцев. И прежде всего отказаться от давления на Берлин, на канцлера Ангелу Меркель, этого давнего партнера американских президентов. А канцлер, как известно, считает «Северный поток — 2» экономическим, а не политическим проектом и выступает за его завершение.
Вот та система доказательств, которая будет уже в январе представлена новой администрации. И которая будет как бы системой доказательств Берлина, стремлением поскорее улучшить отношения Вашингтона с европейцами. Но на самом деле из этой системы доказательств будут торчать уши Путина. Он в таких комбинациях явно не новичок.
И уже от нового американского президента будет зависеть, что произойдет дальше и удастся ли России достроить свой последний трубопровод.