Самую крупную республику Центральной Азии – Казахстан резко охватило протестное движение. Триггером для внешне децентрализованного протеста стало новогоднее повышение цен на сжиженный газ с 55-60₸ до 120₸ (косвенно нужно вспомнить о последствиях газового шантажа «Газпромом» стран ЕС в игре с космическим искусственным повышением цен, а также устранение газового конкурента). Конечно для крупной газодобывающей страны событие скажем так малоприятное, но если сопоставить с показателями цен в России, то это в два раза ниже при сопоставимом уровне жизни местного населения.
Закрадываются подспудные мысли о некой иной подоплеке массовых митингов в Актау, Жанаозене, Нур-Султане, Алма-Ате, Атырау, Шымкете, Кокшетау, Таразе. Они уже перерастают в хаос и беспредел. Если смотреть на ситуацию в самых общих чертах, то концентрированно всплыли на поверхность давнишние казахские беды, о которых широко известно. Это – недовольство привилегированным положением коррумпированного семейства Назарбаевых, фиктивный трансфер власти от елбасы в рамках которого Токаев выполнят роль «мебели», выяснение отношений между казахскими жузами и борьба за перераспределение углеводородной ренты, выход на поверхность проблемы преследования демократической оппозиции и попытки лидера «Демократического движения Казахстана» Аблязова, живущего во Франции, возглавить протест, рост социальной дифференциации в казахском обществе.
Казахстан «просыпается», вернее его будят под политические лозунги: «Шал, кет!», т.е. «уходи, старик Назарбаев» и вон правительство Аскара Мамина. Реакция властей становится все более жесткой. Сначала президент Токаев снизил в ручном режиме цены на топливо, но предостерег соотечественников «не поддаваться на провокации изнутри и извне, эйфории митинговщины и вседозволенности». Призывы атаковать служебные помещения гражданских и военных ведомств являются абсолютно незаконными. Это была прелюдия для более серьезных шагов: силы полиции и безопасности разгоняют демонстрации слезоточивым газом, идут аресты зачинщиков протеста, блокируются соцсети, сайты и мессенжеры, в Мангистауской области и Алма-Аты введен режим ЧП с 5 по 19 января, что дает возможность задействовать армию для стабилизации ситуации.
Казахстан балансирует на грани, ибо стоит перед лицом самых крупных внутренних вызовов за годы независимости, хотя пока кровопролития нет, как это было в 2011 году в Жанаозене, а значит, процессы пока имеют вполне контролируемый характер. Но на долго ли? Тем более за протестное дело, как и в Беларуси в 2020 году взялись российские спецслужбы.
Важно напомнить, что в начале декабря 2021 года произошел арест КНБ одного из замминистров казахского правительства, который работал на ГРУ и передавал россиянам сверхсекретную информацию. Потом Путин публично вещал, что Токаева может ждать судьба Хусейна из-за его многовекторной внешней политики и тесных связей с Китаем, Турцией, США.
Сейчас в сегменте тг-каналов сетки ГРУ идет массированная диссеминация антиказахских наративов. Правительство Назарбаева-Токаева названо русофобским и спорно дружественным. Продвигаются темы: «британский след» протестов; справедливый «казахский бунт»; «темные сценарии казахской трагедии от майдана до Сирии», распад казахстанского лимитрофа и потребность ввода войск РФ на север республики для защиты тамошнего «русского мира». Наблюдается попытка раскачки информационной ситуации для максимального запугивания и изолирования казахского правительства, чтобы потом предложить свои услуги по стабилизации. Конечно, не за бесплатно.
Основная цель Кремля привязать Казахстан к себе путем включения его в состав «Союзного государства», и текущий хаос создает для этого широкое окно возможностей. Что-то вроде «белорусского сценария» для удержания Центральной Азии… Известные шаблоны известных российских спецслужб.