"Shahed-131/136 и записки из прошлого…" - Александр Коваленко

"Shahed-131/136 и записки из прошлого…" - Александр Коваленко

Очередной налёт дронов Shahed-131/136 заставляет вспомнить про утраченные возможности прошлого, которые сейчас оказались бы очень даже к месту.

Как сейчас помню, как в 2018-м у Украины была возможность принять участие в борьбе за приобретение ударных вертолётов AH-1W Super Cobra.

Тогда, 24 января 2018 в штате Мэрилэнд поднимался вопрос о продаже вертолетов AH-1W Super Cobra, которых, как выяснил Пентагон, у Армии США оказался переизбыток, особенно после масштабной модернизации AX-1Zs. Стоимость одного такого вертолёта варьировалась на тот момент от $10 млн.

Тогда я рассматривал эти вертолёты как весьма перспективную возможность обновления парка ВС ВСУ, но стоило мне озвучить такую идею, как сразу же началась волна неконструктивного хейти от адептов AH-64 Apache, на которые, некоторые, ещё с 2014 неистово рефлексировали.

А в июле 2019 и вовсе стало известно о том, что США отменили передачу изготовленных ранее под заказ Армейской Авиации Пакистана ударных вертолетов Bell AH-1Z Viper, являвшихся глубокой модернизацией Bell AH-1 Cobra. В Вашингтоне приняли решение об отказе Пакистану в продаже данных вертолетов, которых было заказно 12 единиц.

Но Украина не стала лоббировать покупку этих вертолётов. Почему? Да всё просто. Ещё в 2018 году Министр обороны Украины Степан Полторак в своем интервью в эфире “5 канала” заявил о том, что Украина ведет переговоры о приобретении ударных вертолетов AH-64 Apache. То есть, велись переговоры не о том, что было доступно, вот берите, оно есть, а то что было куда сложнее получить, даже в средне и долгосрочной перспективе.

Не поймите меня неправильно, я ровным счётом ничего не имею против AH-64 Apache, это отличный ударный вертолет, испытанный в боевых условиях во множестве конфликтов по всему земному шару. Но, всё же, Bell AH-1Z Viper, относясь к более легкому ударному вертолёту, имеет ряд преимуществ перед “Апачем”.

В частности, Viper достигает большей максимальной скорости в 411 км/ч, в то время как предел Apache – это 365 км/ч. Предельная высота полета у вертолётов практически одинаковая – 6 000 м. Безусловно, большая грузоподъемность Apache позволяет ему брать больший объем топлива, что обеспечивает большую дальность полёта, но при этом это кардинально не влияет на разность в боевой нагрузке и перевес в пользу детища McDonnell Douglas не критический.

Например, что Viper, что Apache могут нести по 16 ракет “воздух-поверхность” AGM-114 Hellfire. Что Viper, что Apache имеют точки подвески для размещения блоков НУРС LAU-61 для 70-мм ракет Hydra по 19 ракет в каждом блоке. В качестве стрелкового орудия Viper использует 20-мм трёхствольную пушку M197 с боекомплектом 750 патронов, а Apache – 30-мм M230 Chain Gun с стандартным боекомплектом 1 200 патронов.

Разница была как в доступности, так и в цене. На тот момент Viper оценивался в среднем $30 млн, Apache, в максимальной современной комплектации может достигать $60 млн.

Собственно, утраченная возможность, которая сейчас могла бы послужить подспорьем в вопросах перехвата Shahed-131/136. Да, тогда никто не думал об этом, но сам факт усиления ВС ВСУ такими вертолётами, сегодня решил бы проблематику прорыва ПВО по целому ряду локаций. Вертолёты Bell AH-1 Cobra и Viper отлично бы справлялись с функцией перехватчиков Shahed-131/136.

Но, увы и ах… Отсутствие концептуального подхода в прошлом, выливается в потери сегодня.

Аналогично и вопрос с Super Tucano…

В 2019 году я опубликовал цикл материалов, детально разбирающий полезность и необходимость для ВС ВСУ лёгких турбовинтовых штурмовиков Embraer A-29 Super Tucano, над которыми тогда многие “эксперты” насмехались, называя их “кукурузниками” и заявляя о том, что Украине нужны истребители F-16.

Конечно, Украине нужны F-16, но на реактивный истребитель ты не посадишь курсанта “желторотика”. На F-16 ты не будешь вылетать для патрулирования приграничной зоны, для предотвращения контрабанды или выполнения полицейских миссий. На F-16 ты не вылетишь на перехват Shahed-131/136, не потому, что F-16 их не перехватят, или потому, что это слишком дорого, а потому, что F-16 попросту, до сих пор у Украины – нет. А вот Embraer A-29 Super Tucano могли бы быть…

И вот, просто с оглядкой на прошедшие годы... Как думаете, были бы полезны ВС ВСУ Super Tucano и вертолёты Bell AH-1 Cobra/Viper в противодействии Shahed-136? Прикрывающие Юг, Восток, Центр?

Но, чего уж вспоминать то, чего не было сделано. Это прошлое… Или? Или всё-таки стоит вспоминать ошибки прошлого, стоившие многих жизней и множества разрушений, которые можно было бы избежать, чтобы не допустить их хотя бы сейчас, принимая те или иные решения?